Ответственность и этика в менеджменте
В годы перехода нашей экономики на рыночные основы ведения хозяйства наряду с привычным словосочетанием «управление организацией или предприятием» становится привычным другое - «менеджмент организации или предприятия». В последнее десятилетие менеджмент как наука и практика получил широкое распространение и применение в нашей стране. Определились наиболее перспективные его направления, к которым необходимо отнести развитие теории и практики управления государственными организациями, изучение и практическое применение новых подходов к управлению частными предприятиями.
Вторая половина ХХ века отмечена появлением новой тенденции в развитии мирового сообщества - единения в понимании моральных ценностей и целенаправленного проникновения стандартов и норм этики в управление экономикой. Нормы, стандарты, требования этического характера все более приобретают вид системы, т.е. комплекса взаимосвязанных идей, концепций и достаточно жестких требований, предъявляемых сегодня к управленческому персоналу и организациям в целом.
Реформы, проводимые в России при вхождении в рыночную экономику, позволяют говорить о том, что страна осваивает опыт международных экономических отношений на уровне предприятий и организаций и имеет менеджеров, способных управлять организациями на уровне мировых требований современного менеджмента по созданию и продвижению конкурентоспособной продукции. Однако она отстает от специфических этических требований, предъявляемых в современном мире к поведению менеджеров и функционированию предприятий.
К сожалению менеджмент частных предприятий, и государственный менеджмент допускает неэтичные поступки, аморальные явления (такие как коррупция, взяточничество и др.). Увеличение масштабов деятельности фирм, появление гигантских производственных комплексов стало оказывать ощутимое воздействие на общество и окружающую среду. В связи с этим в 60-х годах ХХ столетия сформировалась концепция социальной ответственности менеджмента перед обществом. Она реализуется путем принесения ему пользы через прибыль и участие в решении широкого спектра социальных проблем.
Выделяются следующие виды социальной ответственности:
Экономическая - максимизация доходов (а, следовательно, и налогов, поступающих в бюджет), предоставление обществу по разумным ценам товаров и услуг и создание хорошо оплачиваемых рабочих мест;
Правовая - соблюдение фирмой юридических обязательств в сфере экономики;
Этическая - достойное поведение компании, следование ею более жестким стандартам, чем общепринятые.
Данная курсовая работа включает следующие ключевые термины и понятия, отражающие основной круг проблем ответственности и этики в менеджменте:
Менеджмент - совокупность принципов, методов, средств и форм управления производством, а также интеллектуальными, финансовыми и другими ресурсами.
Менеджер - специалист по управлению производством, наемный работник, занимающий определенную должность в данной организации. Менеджеры решают множество задач: разрабатывают стратегию поведения компании, формируют и приводят в движение потенциал организации и несут формальную ответственность за результаты ее деятельности.
Бизнес - предпринимательская деятельность, дело или занятие, которое является источником получения прибыли.
Этика менеджмента - наука, рассматривающая поступки и поведение человека, действующего в сфере управления (менеджера), и функционировании организации как «совокупного менеджера», относительно своей внешней и внутренней среды в том аспекте, в каком действия менеджера и организации соотносятся с общечеловеческими этическими требованиями.
Этика бизнеса - совокупность морально-нравственных принципов, норм поведения и правил порядочности, которыми должны руководствоваться в своей деятельности организации, занимающиеся бизнесом. Как отмечают А.А. Томпсон и А.Дж. Стрикленд, «стратегия должна быть нравственной. Это подразумевает проведение правомерных, а не опасных для общества действий, иначе стратегия не пройдет тест на соответствие нравственным нормам».
Каждый бизнес имеет этические обязательства перед владельцами, работниками, покупателями, поставщиками и обществом в целом. Каждая из этих заинтересованных сторон воздействует на организацию и в свою очередь подвергается воздействию с ее стороны. У управляющего компанией имеется моральная ответственность перед владельцами.
Обязательства компании перед работниками основываются на уважении ценности и достоинства людей, которые отдают силу бизнесу и благосостояние которых зависит от него. Выработка стратегии требует, чтобы решения, касающиеся работников, принимались справедливо и с учетом того воздействия, которое изменение стратегии может на них оказать. Выбранная стратегия должна отвечать их интересам в таких областях, как уровень оплаты труда, его условия и охрана, продвижение по службе. Избранная стратегия не должна наносить ущерба работникам.
Обязательства компании перед покупателями требуют соблюдения целого ряда этических норм, бизнес также сталкивается с этическими проблемами в отношениях с поставщиками. Нравственный долг компании перед обществом в целом происходит из ее статуса, как общественного института. Общество ожидает, что компания должна соответствует понятию «хороший гражданин» - честно платить налоги, проявлять заботу о том, какое влияние оказывает их деятельность на окружающую среду и общественные ценности.
Система этических норм и ценностей должна быть не только определена, но и интегрирована в культуру организации. Этическая культура оказывает позитивное воздействие на долгосрочный стратегический успех фирмы, неэтичная - может его уничтожить.
Ответственность - необходимость и обязанность субъекта отвечать за свои поступки и действия. Руководитель несет персональную ответственность за своевременное принятие и реализацию стратегических, оперативных и иных решений по всем жизненно важным вопросам функционирования и развития производственной системы в целом. Чувство коллективной ответственности не может быть таким же определенным, как чувство индивидуальной ответственности. В коллективе может возникнуть тенденция к бесконтрольному доверию, особенно при длительных, дружеских отношениях. Здесь особенно ярко видно значение волевого фактора принятия решения, который проявляется при предоставлении руководителю прав единоначалия.
Социальная ответственность бизнеса - планомерная работа по совмещению интересов компании с интересами общества. При таком подходе социальные инвестиции становятся неотъемлемой частью основной бизнес - деятельности, они сами становятся бизнесом.
Корпоративная ответственность - обязательства компании перед обществом и перед населением региона, в котором она расположена.
Цель и задачи курсовой работы:
Целью курсовой работы является исследование проблем ответственности и этики менеджмента, так как современный менеджмент оказывает влияние на общество - на направление его развития, культуру, систему духовных ценностей, устремлений, на систему оценки образа жизни и пр.
Для достижения поставленной цели потребовалось решить следующие задачи теоретико-методологического характера:
- Проанализировать подходы отечественных и зарубежных ученых к исследуемой проблеме, уточнить сущность и содержание категорий и понятий «менеджмент», «менеджер», «бизнес», «этика менеджмента», «этика бизнеса», «социальная ответственность бизнеса», «корпоративная ответственность»;
Обобщить концепции теории управления теоретиков и практиков и рассмотреть практические подходы к проблеме ответственности и этики менеджмента.
Предмет исследования. Предметом исследования являются проблемы становления и соблюдения этических принципов в деловом обществе, необходимых для его нормального функционирования, социальной ответственности менеджмента. Анализируется природа и сущность ответственности и этики менеджмента, бизнеса, этики менеджера, этики организации.
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ И ЭТИКА В МЕНЕДЖМЕНТЕ
- Сущность и содержание этики менеджмента
- Место и роль этики в системе категорий и понятий менеджмента
- Социальная ответственность менеджмента
- Сущность организационного поведения
- Взаимодействие человека и организационного окружения
- Этические принципы и нормы в деятельности менеджера