Технология формирования корпоративной культуры в системе управления персоналом
Культура в общефилософском понимании этого слова - это исторический уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации и жизнедеятельности людей, а также в создаваемых материальных и духовных ценностях. Культура в широком смысле включает в себя предметные результаты деятельности людей (машины, сооружения, результаты познания, произведения искусства, нормы морали и права и т.д.), а также человеческие силы и способности, реализуемые в деятельности (знания, умения, уровень интеллекта, нравственного и эстетического развития, мировоззрение, способы и формы общения людей.)
Корпоративная культура, как составная часть культуры в целом, отражает уровень развития предприятия, творческих сил и способностей, занятых на нем сотрудников.
Корпоративная культура включает в себя корпоративные ценности, систему отношений, складывающихся в ходе профессиональной деятельности, поведенческие нормы, разделяемые ее сотрудниками.
Корпоративная культура - это система материальных и духовных ценностей, проявлений, взаимодействующих между собой, присущих данной корпорации, отражающих ее индивидуальность и восприятие себя и других в социальной и вещественной среде, проявляющаяся в поведении, взаимодействии, восприятии себя и окружающей среды.
Основные принципы культуры корпорации:
- культурная корпорация - это современная организация по всем факторам культуры (материальным и духовным);
- это гармоничная организация, в которой отдельные элементы культуры по уровню своего развития, по направленности, по идеям, целям, задачам, способам достижения целей соответствуют друг другу;
- это организация, живущая по закону, а не "по понятиям";
- это опирающаяся на современные достижения наук социально- экономическая и техническая система;
- это организация, в которой людей воспитывают как главную ценность, а следовательно, организуют взаимодействие между людьми и группами на психологическом уровне, поскольку самое ценное в человеке - его душа.
Вопрос организационной культуры является относительно новым и мало изученным в нашей стране и за рубежом. Даже в США исследованием этой проблемы начали заниматься лишь в 80-90-х годах, а в России и того позже. Об интересе к этой проблеме свидетельствуют запросы руководителей и специалистов, а также реальные заказы организаций на выполнение исследовательских проектов в сторонних компаниях.
Культура фирмы - не синоним понятия "климат". Культура сама предполагает климат, ценности, стиль, взаимоотношения в данной организации. В ее понятие входят: некие постоянно повторяющиеся характеристики поведения людей, например: ритуалы, формы проявления почтительности, манера поведения, нормы производственных групп; философия, которая определяет политику организации по отношению к работникам или заказчикам; "правила игры", которые надо соблюдать, чтобы преуспеть в организации.
Российские фирмы и предприятия, еще не достаточно ясно осознают, что проблемы настоящего и будущего больше не могут решаться с помощью прошлого. Представления о ценностях пришли в движение. Не ясно, осознают наши предприниматели то, что на смену прошлым общепризнанным ценностям, таким как дисциплина, послушание, власть, приходят другие: участие, самоопределение, коллектив, раскрытие личности, творчество.
Многие западные и российские предприниматели пришли к выводу, что процветает та фирма, в которой создан сплоченный коллектив, где сломлены иерархические перегородки, где каждый кровно заинтересован в общем успехе, ибо от этого зависит его материальное благополучие. Быстрее всех поднимается и развивается та фирма, коллектив которой имеет хорошо развитую корпоративную культуру.
В настоящее время за рубежом накоплен колоссальный теоретический и практический опыт формирования, поддержания, преобразования корпоративной культуры в организациях.
Лично для меня наиболее интересен опыт формирования и развития корпоративной культуры на примере Японии, а в частности в компании "TOYOTA".
Цель данной дипломной работы - анализ существующей корпоративной культуры организации на примере "TOYOTA".
Задачи исследования:
. Исследовать и обобщить существующий опыт по формированию корпоративной культуры организации;
. Проанализировать деятельность и специфические особенности объекта исследования - "TOYOTA".
. Изучить культуру организации, выявить положительные и отрицательные стороны.
Предметом исследования являются теоретические и практические вопросы формирования корпоративной культуры.
Объектом исследования является деятельность "TOYOTA".
Данный объект исследования выбран не случайно. "TOYOTA" - это глобальная корпорация, обладающая одной самых сильных корпоративных культур с относительно давней историей по сравнению с другими современными корпорациями такого уровня.
Методической и теоретической основой дипломной работы являются специальные источники и литература: Д. Лайкер, М. Хосеус "Корпоративная культура TOYOTA", "Дао TOYOTA", Й. Кунде "Корпоративная религия", интернет ресурсы HP-порталов, и т.д.
Данная дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения и приложений.
Во введении обосновывается актуальности темы, а также выбор предмета и исследования, формулируются цели и задачи работы.
В первой главе раскрывается понятие - Управление персоналом как система.
Во второй главе раскрывается тема - Технологии формирования корпоративной культуры компании.
В третьей главе дается характеристика объекта исследования - "TOYOTA", излагается история его создания, развития и деятельности, анализируются составляющие корпоративной культуры. Результаты проведенного анализа практических аспектов корпоративной культуры объекта исследования "TOYOTA".
В заключение излагаются основные выводы, подводятся итоги исследования.
Корпоративная культура в системе управления персоналом
- Управление персоналом как система
- Основные характеристики корпоративной культуры (типология К.Камерона и Р.Куинна)
- Типология корпоративных культур Чарльза Ханди
- Миссия и ценности компании как основа ее корпоративной культуры
- Анализ опыта формирования корпоративной культуры в компании "TOYOTA"