Анализ внешней и внутренней среды
Значительную роль для эффективного функционирования организации играет стратегия ее развития на долговременный период. Одной из основных особенностей стратегического управления является возможность реагировать на изменения в окружающей среде для достижения целей организации в будущем [4, с.258].
Обычно внешняя среда рассматривается как набор реально существующих явлений и процессов (элементов), прямо или косвенно влияющих на деятельность компании, на уровень неопределенностей и рисков при разработке и реализации управленческих решений. Внешняя среда для компаний состоит из двух колец окружения: ближнего и дальнего.
К ближнему окружению относятся те элементы, отношения с которыми регламентируются двусторонними договорами или соглашениями: клиенты, контролирующие организации, партнеры по бизнесу, финансово-кредитные учреждения, заинтересованные внешние физические и юридические лица, конкуренты, общественность, законодательная база в соответствующей области деятельности (схема 1) [3, с.96].
Схема 1. Ближнее окружение компании внешней средой
К дальнему окружению компании относятся элементы, которые находятся вне сферы ее непосредственного влияния (рисунок 7).
Рисунок 7. Дальнее окружение компании внешней средой
Внешняя среда формирует набор приемлемых и (или) неприемлемых значений параметров элементов дальнего окружения для руководителя, принимающего решения.
Анализ внешней среды, тенденций ее развития, потенциальных потребностей и потенциальных возможностей служит основанием для выработки альтернативных вариантов стратегии организации, стратегических решений и выбора среди них альтернативного варианта, который и станет стратегией организации на долговременную перспективу.[4, с.261].
Рисунок 8 Основные свойства элементов внешней среды