Бизнес-план: цель, задачи, функции, принципы
Таким образом, внутрифирменное планирование является неотъемлимой частью управления любого предприятия независимо от его размера. Бизнес-план обобщает анализ возможностей для начала или расширения бизнеса в конкретной ситуации и дает четкое представление о том, каким образом менеджмент данной компании намерен использовать этот потенциал. Велико его значение и для привлечения деловых партнеров, создания совместных предприятий, а также для получения финансирования.
При разработке бизнес-планов необходимо соблюдать основополагающие принципы планирования, представленные в таблице 1, которые создают предпосылки для успешной деятельности предприятия в конкретной экономической среде.
Основополагающие принципы планирования тесно связаны между собой и, в конечном счете, ориентируют предпринимателей на всестороннее обоснование плановых показателей и достижение наилучших социально-экономических результатов предприятия. Они определяют содержание и ориентацию плановой работы на всех стадиях обоснования проекта и его последовательной реализации.
Таблица 1 - Основные принципы внутрифирменного планирования
№ п/п |
Принципы планирования |
Содержание |
1 |
Необходимость |
1. Обязательное применение планов в любой сфере деятельности является рациональным поведением людей. 2. Прежде чем действовать, каждый должен знать, что хочет и может. |
2 |
Непрерывность |
Процесс планирования на предприятии должен осуществляться постоянно путем: · последовательной разработки новых планов по окончании действия планов предыдущих периодов; · скользящего планирования - по истечении части планового периода составляется обновленный план, в котором увеличивается горизонт планирования, а на оставшийся период план может уточняться в связи появлением непредусмотренных ранее изменений внешней среды или внутренних возможностей и ориентации фирмы. |
3 |
Эластичность и гибкость |
Приспособление первоначальных планов к изменяющимся условиям осуществляется путем: · введения плановых резервов по основным показателям; · применения эвентуального (на случай) планирования для различных ситуаций и распределения данных; · использования оперативных планов для учета возникающих изменений среды; · использования альтернативных планов. |
4 |
Единство и полнота (системность) |
Систеиность достигается тремя основными способами: 1. Наличием общей (единой) экономической цели и взаимодействием всех структурных подразделений предприятия по горизонтальному и вертикальному уровню планирования. 2. Все сопряженные частичные планы структурных единиц фирмы и сфер деятельности (производства, сбыта, персонала, инвестирования и др.) во взаимосвязи должны составлять общий сводный план ее социально-экономического развития. 3. Включения в план всех факторов, которые могут иметь значение для принятия решений. |
5 |
Точность и детализация |
1. Любой план должен быть составлен с достаточно высокой степенью точности для достижения поставленной цели. 2. По мере перехода от оперативных краткосрочных к средне- и долгосрочным стратегическим планам точность и детелизация планирования соответственно может уменьшаться вплоть до определения только основных целей и общих направлений развития фирмы. |
6 |
Экономичность |
1. Расходы на планирование должны соизмеряться с получаемыми от него выгодами 2. Вклад планирования в эффективность определяется улучшением качества принимаемых решений. |
7 |
Оптимальность |
1. На всех этапах планирования должен обеспечиваться выбор наиболее эффективных вариантов решений. 2. Выражается в максимизации прибыли и других результативных показателей фирмы и минимизации затратных, при прогнозируемых ограничениях. |
8 |
Связь уровней управления |
Достигается тремя способами: · детализацие планов «сверху-вниз»; · укрупнением планов «сверху-вниз»; · частичным делегированием полномочий. |
9 |
Участие |
1. Активное участие персонала в процессе планирования усиливает его мотивацию поведения. 2. Планирования для себя психологически и экономически эффективнее, чем для других. |
10 |
Холизм (сочетание координации и интеграции) |
Чем больше структурных единиц и уровней управления предприятием, тем целесообразнее (эффективнее) планировать в них одновременно и во взаимозависимости. Планирование на каждом структурном уровне предприятия независимо не может быть эффективным без взаимоувязки планов на всех уровнях. |