Конкуренция и конкурентность
Конкуренция по праву считается одной из наиболее ярких отличительных особенностей бизнеса. Нельзя сказать, чтобы это явление вызывало однозначное к себе отношение. С одной стороны, существует позиция ученых-экономистов, которые практически единодушно превозносят конкуренцию как двигатель экономического прогресса, механизм саморегуляции рыночной экономики. С другой стороны, существует общественное мнение, которое скорее склонно видеть в конкуренции нечто, подобное постоянной злобной схватке между «акулами капитализма». Многочисленные репортажи в периодических изданиях сообщают об острой борьбе крупнейших корпораций, банков и фирм за «куски рыночного пирога». В литературе и кинематографе классическим сюжетом стали сцены мафиозных разборок на почве бизнеса, «промышленного шпионажа», тонкого плетения интриг или даже физического устранения конкурентов. А укрепившиеся в обыденном сознании летучие фразы типа «Боливар не выдержит двоих» создают прочное впечатление о конкуренции как о жестокой и кровавой битве без правил, бесконечно ведущейся в бизнесе.
«Что представляет собой рынок с социально-психологической точки зрения? Это огромное множество конфликтов, каждый из которых, разрешаясь, превращается в сделку. Система могла начать успешно работать только при условии, что участники способны уступать друг другу, сохраняя при этом индивидуальное достоинство. Если же индивидуальное достоинство при уступке только падает, то рынок сам собой заработать не мог. Для этого надо было использовать массированное рефлексивное управление. Его целью должно было стать повышение самоуважения участников конфликта в случае его разрешения, а не в случае его провала».
Государство не взяло на себя функцию гаранта частной собственности и функцию стимулятора чувств собственного достоинства у людей, вступивших в рыночные взаимоотношения, но и «субъекты, появившиеся на экономической арене, оказались неспособны разрешать возникающие конфликты. И сразу же нашлась сила, начавшая выполнять функцию «высшей инстанции», - ею стал преступный мир. Представители криминальных структур начали выполнять роль арбитров в массовых экономических конфликтах, заполнив вакуум, образовавшийся после ухода государства».
Изучая проблему конкуренции в бизнесе, ученые попытались дополнить картину точкой зрения самих бизнесменов. Они беседовали на эту тему как с российскими, так и с западными владельцами коммерческих предприятий. И реакция тех и других на слово «конкуренция» ощутимо различалась.
«Представители западного бизнеса в ответ на вопрос: «Как вы относитесь к конкуренции?» - выдавали довольно сложную реакцию. Прежде всего, их лицо морщилось, как будто они съели лимон, но после паузы и внутренних раздумий отвечали: «Вообще-то это хорошо. Это не дает расслабляться и заставляет двигаться вперед». И это не было просто данью вежливости или заученным в школе «правильным» ответом. Они отвечали на основе своего опыта, и, как правило, их дела доказывали такое же конструктивное отношение к конкуренции и к конкурентам. Другое дело, что эмоциональная реакция на конкурентов действительно была «кислой». И с этим уже ничего не поделаешь. Эмоции не всегда дружат с разумом. Голод - тоже не самое приятное эмоциональное состояние, но он заставляет активнее двигаться.