. Комплекс документов по воинскому учету
В соответствии с Федеральным законом "Об обороне" от 31.05.1996 № "61-03 (пп.6 п.1 ст.8) все организации должны вести воинский учет. Процесс воинского учета регламентирован Постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 № 719 "Об утверждении Положения о воинском учете". Согласно данному Положению, воинский учет - это система регистрации призывных и мобилизационных людских ресурсов, в рамках которой осуществляется комплекс мероприятий по сбору, обобщению и анализу сведений об их количественном составе и качественном состоянии. Основная задача системы очень схожа с главной HR-задачей в компании, только масштабы другие: речь идет о сборе информации, необходимой для комплектации состава Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований, как в мирной жизни, так и в периоды мобилизации, военного положения и в военное время.
Воинский учет подразделяется на общий и специальный. На общем состоят граждане, не забронированные за органами государственной власти, местного самоуправления или организациями на период мобилизации и на военное время или положение. Если же от квалификации и должности сотрудника в случае мобилизации и наступления войны будет зависеть бесперебойная работа организации, то его ставят на специальный воинский учет. Также на специальном воинском учете состоят лица, проходящие службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ на должностях рядового и начальствующего состава.
Каждая организация должно быть зарегистрировано и поставлено на воинский учет в военном комиссариате. Многие руководители ошибочно полагают, что если кадровик не "засветится" в военкомате по месту нахождения компании, то необходимость в воинском учете автоматически отпадет. Но дело в том, что в военный комиссариат непременно поступят сведения о новой организации, причем не позже 5 рабочих дней с момента ее внесения в ЕГРЮЛ. Эта обязанность лежит на регистрирующем органе (п. 19 "Правил ведения Единого государственного реестра юридических лиц и предоставления содержащихся в нем сведений", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 № 438). Так что "люди в погонах" могут нагрянуть с проверкой в любое время, и в первую очередь к тем, кто сам не дает о себе знать.
Разумеется, чем больше военнообязанных и сотрудников призывного возраста, тем объемнее учетная работа. Сколько кадровиков необходимо выделить для ее ведения. В п.12 "Положения о воинском учете" указаны соответствующие нормативы:
один работник, выполняющий обязанности по совместительству, - при наличии в организации на воинском учете менее 500 граждан;
один освобожденный работник - при наличии на воинском учете от 500 до 2000 граждан;
два освобожденных работника - при наличии на воинском учете от 2000 до 4000;
по одному освобожденному работнику - на каждые последующие 3000.
Численность работников, находящихся в организации на воинском учете, определяется по состоянию на 31 декабря предшествующего года. Таким образом, на 31 декабря необходимо сверить количество сотрудников, подлежащих воинскому учету, и не забыть про женщин, имеющих военно-учетные специальности (данная информация содержится в личных карточках Т-2, графа образование).