Цели и принципы функции стимулирования
Согласно принципу учета интересов поведение человека в организации является следствием сложного сочетания взаимодействия потребностей, интересов и целей. Когда мы говорим о функции стимулирования, то следует понимать, что это процесс, побуждающий к адекватным действиям не только исполнителей чужих решений, но и руководителей (в т. ч. и первого руководителя), принимающих эти решения. Стимулирование - это процесс, охватывающий всех работников предприятия, независимо от их статуса, места и характера выполняемой работы. Работники предприятия должны рассматриваться как индивидуумы (личности), имеющие свои собственные потребности, желания и ценности, приспособленные к условиям конкретной их деятельности. Совершенно очевидно, что система мотивирующих факторов и возможностей их проявления во многом зависят от статуса лица в должностной иерархии управления предприятием. Нам следует сделать определенную оговорку. В данном разделе мы рассматриваем функцию стимулирования применительно к предприятию (корпорации, акционерному обществу и т. п.). Другие типы организаций, например, учреждения, имеют свои специфические особенности, но они не относятся к объекту рассмотрения.
Цель функции стимулирования.
В процессе стимулирования менеджеру необходимо осуществить три важных действия:
определить действия, которые должен совершить исполнитель, в отношении которого руководитель (менеджер) намерен применить мотивацию;
выявить приоритетные потребности исполнителя, которые он хотел бы удовлетворить, выполняя ту или иную работу;
совместить свои возможности, которыми он обладает для осуществления мотивации, с приоритетными потребностями исполнителя.
В этом процессе действия руководителя направлены на соблюдение интерес предприятия. Остальные работники предприятия обычно стремятся выполнять эффективно ту роботу, которая ассоциируется у них с возможностью удовлетворения потребности, и безразлично относиться к той работе, с которой у них связаны представления о невозможности (или недостаточности) удовлетворения потребностей. Такая логика поведения позволяет сформулировать общую цель, которую обеспечивает функция стимулирования.
Цель стимулирования состоит в том, чтобы обеспечить согласование интересов предприятия с личными потребностями работников.
Поскольку потребности каждого работника предприятия сугубо индивидуальны, многообразны, то для их стыковки с интересами предприятия необходимо создавать условия социально-деятельного активного приспособления. Следовательно, работников предприятия необходимо мотивировать на решение задач различного характер, которые могут быть:
общественными;
организационными;
групповыми;
индивидуальными.
В соответствии с общим принципом учета интересов направленность деятельности личности определяется интересом как важнейшим психологическим свойством человека. Интерес как индивидуальная особенность личности проявляется во внимании, чувствах, стремлениях, мыслях, деятельности человека. Он значительной степени определяет многие черты характера и развития способностей.
Оцениваются интересы по их общественной значимости. Индивидуальность человека характеризуется не только наличием индивидуальных интересов, но их с отношением с общественными интересами. Воздействие соответствующих мотивов на социально-деятельностное приспособление личности создает условия, при которых общественные интересы стоят выше личных или совпадают с ними.
Из мотивов, побуждающих человека к общественному труду, преобладающими должны быть те, которые вызывают у него удовлетворение от самого процесса работы и ее результатов, а не степень вознаграждения или занимаемое им общественное положение.