Стадии процесса принятия управленческих решений
Учет многочисленных и разнообразных факторов среды, выбор главных среди них и предвидение возможных изменений в их взаимовлиянии - сложнейшая задача, стоящая перед руководителями и менеджерами.
Вторая группа внешних факторов в меньшей мере поддаются воздействию со стороны менеджеров организации. К ней относят состояние микроэкономической среды, которая обозначает аспекты внешней среды, непосредственно воздействующие на организацию в силу своего близкого взаимодействия с внутренними структурами организации. В такой деловой среде действуют конкуренты, поставщики, потребители, к ней относятся рынки труда и финансовые институты, которые изначально формируют планы и деятельность компании.
Необходимым элементом (и параметром) процесса принятия управленческих решений является оценка тех действий, которые предпринимаются на его различных стадиях.
Управленческим называется решение, принятое в торговой системе и направленное на:
· управление управляемой деятельностью;
· маркетинговое планирование;
· финансовое планирование;
· управление человеческими ресурсами;
· взаимодействие с внутренней и внешней средой.
Таким образом, процесс принятия решений в розничной торговли должен осуществляться с учетом особенностей этой области экономики, а также влияния внутренних и внешних факторов и ограничений. Это поможет повысить качество и обоснованность решений на всех уровнях управления.
На первой стадии в качестве критерия распознавания проблемы чаще всего используется целевая установка, по отклонению от которой и судят о возникновении проблемы.
Стадия разработки решений начинается со сбора и обработки информации, необходимой для выработки курса действий.
На стадии выбора и реализации решения проблемы, применяются различные критерии, позволяющие из множества проектных предложений выбрать допустимые, а из них - наиболее полезные или предпочтительные для решения целей организации. От того, насколько обоснованно они выбраны, зависит качество управленческих решений, а оно в свою очередь предопределяет конкурентоспособность организации, быстроту ее адаптации к изменениям хозяйственной ситуации и, в конечном счете - эффективность и прибыльность.
Лица, принимающие решения, называются субъектами решения. Это могут быть индивидуумы или группы менеджеров, которые имеют полномочия для принятия решений. Кроме того, к процессу разработки и принятия решений на всех его этапах могут быть привлечены эксперты - специалисты по конкретным проблемам, процедурам, этапам. Эксперты могут оказать существенную помощь в постановке задачи, в разработке возможных ситуаций; они могут сформировать цели и установить ограничения, разработать варианты решений и дать оценку их последствий.
Управленческие решения, разрабатываемые и принимаемые в организациях, затрагивают интересы многих людей. Руководитель должен уметь объяснить исполнителям, высшему руководству, почему он принял то или иное решение. К управленческому решению предъявляется ряд требований таблица 1.
Таблица 1 - Требования к управленческим решениям и условия достижения
Требования к УР и условиям их подготовки и реализации |
Условия достижения требований |
1. Соответствие УР действующему законодательству и уставным документам компании |
1.Самоконтроль 2.Контроль со стороны юриста, референта |
2. Наличие у руководителей должностных полномочий (прав и ответственности) для УР |
1.Внедрение должностных инструкций 2.Наличие полной и достоверной информации об отделах и службах |
3. Наличие в тексте УР четкой целевой направленности и адресности (исполнителям должно быть ясно, на что направлено разрабатываемое решение и какие средства будут использоваться) |
1.доведение до каждого исполнителя его роли в управленческих решениях 2.Формулировка для каждого цели, сроков, ресурсов. |
4. Соответствие формы УР его содержанию |
Контроль со стороны юриста, референта |
5. Достижение своевременности (нельзя спешить или опаздывать) |
1.Знания и интуиция руководителя 2.Реальная оценка ситуации |
6. Отсутствие в тексте решения противоречий самому себе или ранее реализованным решениям |
1.Самоконтроль 2.Контроль со стороны юриста, референта |
7. Возможность технической, экономической и организационной выполнимости УР |
1.Заключение специалистов понимающих проблему 2. Заключение экспертов компании |
8. Наличие параметров для внешнего или внутреннего контроля выполнения УР |
1. Оперативный контроль 2.Профессиональный аудит |
9. Учет возможных отрицательных последствий при реализации УР в экономической, социальной, экологической и других областях |
1.Заключение внешних экспертов 2.Оценка рисков |
10. Наличие возможности обоснованного положительного результата |
1. Набор (комплекс) расчетов по рискованным событиям 2.Оценка истиной стоимости этого управленческого решения 3.Стратегические прогнозы развития компании при реализации этого решения |