Место и роль менеджера в организации
Менеджер - самостоятельная профессия с собственными профессионально-специфическими инструментами и навыками, явно отличающимися от других профессий. Способствовать тому, чтобы достигались самими сотрудниками, касается только профессии менеджера, а все другие профессии выполняют специальные задачи, но не задачи руководителя.
Менеджер - это человек, прошедший большую специальную подготовку и добившийся результатов посредством других людей. Это признанный лидер любого коллектива.
Задача менеджера - достигать максимальных количественных и качественных показателей у своих работников, чтобы каждое изделие отвечало стандарту. Для развития организации необходимо уравновесить отношения рабочих и менеджера за счёт подбора квалифицированного персонала, за счёт своевременного морального и материального стимулирования, оказания своевременной помощи: консультации, обучение, ротация кадров, можно рабочих привлекать к решению задач, проблем, касающихся богатства производства.
Система ВУК - ТОМ предлагает следующие концепции для обеспечения эффективного управления:
Ориентируйтесь на клиента.
чётко определите, что ему от вас надо;
принять решение по обстоятельствам (иногда необходимо исследование);
только высшее руководство устанавливает правила, которые позволяют сотрудникам проявлять инициативу, принимать решения.
Принятие совместных решений
устанавливание общих правил (работа в команде);
работа основана на доверии друг другу
Обеспечение всех менеджеров необходимой информацией для их работы.
Любая важная информация доводится до менеджера оперативно.
Ответственность ложится на всё руководство организации в целом
Высшее руководство не вмешивается без необходимости в работу подразделений.
Высшее руководство обязано поддерживать руководителя подразделения, принимающего сложное решение, и берущего на себя ответственность.
Информационные данные руководителя любого ранга должны отражать количественные и качественные показатели.
Учёт всех факторов контроля, выводы и принятия решения.
Обеспечить качество товаров и услуг, превосходящее все ожидания клиента.
Контроль итогов, наиболее важных моментов работы.
Менеджер, по системе ВУК - ТОМ, должен знать и уметь использовать инструменты контроля и управления качеством.
Эффективная организация имеет 9 основных характеристик:
Отражение коньюктурных колебаний рынка.
Миссия организации - служение потребителю.
Видение будущего организации.
Коллективная работа.
Признание организационной культуры.
Разумное использование своих ресурсов.
Вовлечение в позитивные перемены и в усовершенствование.
Усовершенствование кадров.
Соответствующая структура организации.
Функции менеджеров:
Обмениваться информацией.
Традиционные управленческие функции.
Создание сети контактов.
Управление человеческими ресурсами.
Менеджер, его личные качества сильно влияют на процесс управления, на его эффективность, которая обеспечивается прежде всего соединением воедино 5 факторов производства: капитала, информации, материалов, людей и организации, самым главным из которых является человек.
В связи с этим необходима разработка общей модели современного менеджера.
Знания и умения менеджера.
Современный менеджер во всём мире воспринимается как эффективный, инновационный руководитель = лидер + власть + стиль работы + карьера. Менеджер должен иметь широкий кругозор и системное нестандартное мышление по вопросам внутренней взаимосвязи, факторов корпорации и взаимодействия последних с внешней средой. Он должен иметь высокие общечеловеческие качества и психологические способности, обладать способностями идти на разумный и взвешенный риск, уметь осуществлять бизнес - проектирование, разрабатывать, корректировать и осуществлять бизнес-план. Уметь осуществлять маркетинговые исследования, прогнозировать развитие организации с учётом потребностей и занятие в нём новых инновационных ниш.
Личные качества менеджера. Менеджеру необходимо иметь:
жажду знаний, профессионализм, новаторство и творческий подход к работе;
упорство, уверенность в себе и преданность делу;
нестандартное мышление, изобретательность, инициативность и способность генерировать идеи;
психологические способности влиять на людей;
коммуникабельность и чувство успеха;
эмоциональную уравновешенность и стрессоустойчивость;