Понятие о лидерстве, власти и стиле управления
Классификация стилей лидерства.
Классификация стилей лидерства, разработанная в университете штата Огайо. Выводы Лайкерта и работы МакГрегора дали мощный импульс использованию стиля руководства, построенного на участии работников в принятии решений. Однако многие управляющие - практики были разочарованны результатами перехода к стилю руководства, ориентированному на человека. Начиная с 1945 года, группа учёных, работавшая под эгидой Бюро по исследованиям в области бизнеса в Университете штата Огайо, проводила комплексное исследование в области руководства и нашла одну причину этого разочарования. Они выявили серьёзную ошибку в концепции разделения руководителей на тех, кто сосредоточен или только на работе, или только на человеке. Они обнаружили, что хотя автократичный руководитель не может одновременно быть демократичным, но, тем не менее, уделял много внимания работе как таковой, он может проявлять большую заботу и о человеческих отношениях. Это стало их главной находкой: люди могут вести себя так, что это будет одновременно ориентацией и на работу, и на человека. Группа в Университете Огайо разработала систему, согласно которой поведение руководителя классифицировалось по двум параметрам: структуре и вниманию к подчинённым. Согласно этой точке зрения, руководители могут оказывать влияние на людей своим поведением, которое различается по этим двум критериям. Структура подразумевает такое поведение, когда руководитель планирует и организует деятельность группы и свои взаимоотношения с ней. Внимание к подчинённым подразумевает поведение, которое влияет на людей, апеллируя к потребностям более высокого уровня, строя взаимоотношения на основе доверия, уважения, тепла и контакта между руководителем и подчинёнными. Очень важно отметить, что уважение - это не внешнее проявление типа «похлопывание по спине». Несколько самых распространённых типов поведения, подразумевающих внимание к подчинённым, приведены на табл.3.
Поведение руководителя, классифицированное по структуре и вниманию к подчинённым. | |
Структура. |
Внимание к подчинённым. |
Распределяет производственные роли между подчинёнными. Расписывает задание и объясняет требования к их выполнению. Планирует и составляет графики работ. Разрабатывает подходы к выполнению работ. Передаёт своё беспокойство о выполнении задания. |
Участвует в двустороннем общении. Допускает участие подчинённых в принятии решений. Общается в одобрительной и не угрожающей манере. Даёт возможность людям удовлетворить свои потребности, связанные с работой. |
Было выявлено, что люди могут вести себя с разной степенью внимания к подчинённым и структурированию проблем; четыре возможные комбинации этих элементов в руководстве представлены на рис. № 4 . Несмотря на то, что самая высокая производительность ассоциировалась с руководителем, который владеет и тем и другим стилем поведения, более поздние исследования показали, что эта классификация применима не ко всем ситуациям.
Комбинации размерностей стилей руководства по классификации Университета Огайо.
Высокая. |
Низкая степень структурирования. Высокая степень внимания к подчинённым. |
Высокая степень структурирования. Высокая степень внимания к подчинённым. | ||
Внимание. | ||||
Низкая степень структурирования. Низкая степень внимания к подчинённым. |
Высокая степень структурирования. Низкая степень внимания к подчинённым. | |||
Низкая. | ||||
Низкая. |
Структурирование. |
Высокая. | ||