Анализ должностных инструкций медицинских сестер
Анализ должностных инструкций сестринского персонала отделения в рамках настоящего исследования был проведен нами с целью с целью определения уровня разработанности мероприятий, направленных на повышение мотивации среднего и младшего медицинского персонала на предотвращения конфликтов.
Мотивация - это процесс побуждения каждого сотрудника и всех членов коллектива к активной деятельности для удовлетворения своих потребностей и для достижения целей организации. Под мотивацией понимается совокупность внутренних и внешних факторов, которые побуждают человека к деятельности, задают границы и формы деятельности и придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение определенных целей (Модестов А.А. и др. 2004).
Как уже было сказано выше, к действиям, направленным на предотвращение конфликтов можно отнести направленный отбор работников "на входе", проведение систематической текущей оценки персонала, обучение персонала и руководителей навыкам общения и поведения в напряженных ситуациях, выделение руководителем "для себя" работников с нестандартными реакциями и проведение с ними опережающей профилактической работы, обучение персонала основам психологии кадрового менеджмента и др.
Должностная инструкция является правовым организационно-распорядительным документом, определяющим требования к кандидатам на ту или иную должность, порядок их назначения, подчиненность, совокупность трудовых функций и нек. др. моменты (Хейфец А.С., 2001). Должностная инструкция является одним из методов управления персоналом. Должностные инструкции, разработанные в одной организации, взаимосвязаны по содержанию и в совокупности представляют собой систему закрепления за работниками разных категорий определенных видов работ, выполняемых в процессе функционирования структурного подразделения (Санкина Л.В., 2003).
В рамках анализа должностных инструкций сестринского персонала педиатрического отделения для недоношенных детей МУЗ ГКБ №20 им. И.С. Берзона мы попытались ответить на вопрос о том, каким образом в них нашло отражение побуждение сотрудников к тем или иным действиям, направленным на предотвращение возникновения конфликтов.
К сожалению, анализ показал, что побуждение сотрудников к подобным действиям практически не нашло никакого отражения в должностных инструкциях сестринского персонала, в том числе старшей медицинской сестры отделения.
Так, по мнению Санкиной Л.В. в общей части должностной инструкции должен быть изложен обязательный состав специальных знаний, необходимых работнику для выполнения основных функций. Применительно к изучаемому вопросу, это должны быть знания в области конфликтологии, психологии, социологии. В рассмотренных должностных инструкциях медицинских сестер отделения состав специальных знаний не упоминается.
Раздел «Обязанности» рассмотренных должностных инструкций в ряде случаев содержит некоторые общие указания на обязанности, включающие действия направленные на предупреждения конфликтов, такие как: «Организовать работу младшего медицинского персонала», «Соблюдать медицинскую этику и деонтологию»; для старшей медицинской сестры отделения - «Организовать труд среднего и младшего медицинского персонала», «Осуществлять контроль за работой среднего медицинского персонала», «Обеспечивать правильную расстановку кадров среднего и младшего медицинского персонала», «Ежемесячно проводить учебу среднего и младшего медицинского персонала». Однако данные формулировки весьма неконкретны, не содержат прямых указаний на конкретные действия, связанные с предотвращением возникновения конфликтов, в то время как, согласно существующим требованиям, применяемые формулировки (особенно в разделе «Должностные обязанности») не должны быть слишком общими и допускать возможность различного толкования (Хейфец А.С., 2001).
Согласно требованиям ГОСТ 6.30.-97, в должностную инструкцию рекомендуется включать раздел «Основные задачи и функции», который дает формулировку основного назначения должности с перечислением основных направлений деятельности (функций) работника и раздел «Должностные обязанности», где приводится перечень конкретных работ, выполнение которых необходимо для обеспечения отдельных задач и реализации функций, возложенных на работника в предыдущем разделе. В изученных должностных инструкциях, включая должностную инструкцию старшей медицинской сестры отделения, указанные разделы совмещены в разделе «Обязанности». Это приводит к неконкретности формулировок обязанностей и функций, нарушению последовательности их изложения, не вполне адекватной расстановке приоритетов.
Так, например, формулировка «Организовать труд среднего и младшего медицинского персонала» в разделе «Обязанности» должностной инструкции старшей медицинской сестры отделения больше соответствует понятию одного из основных направлений деятельности данного работника (раздел «Основные задачи и функции»), предполагающего наличие перечня конкретных работ, выполнение которых для реализации данной функции необходимо (раздел «Должностные обязанности»). В изученных инструкциях такого разделения нет.