Управление качеством
Управление качеством в современном мире обычно упоминается в контексте двух систем: total quality management (TQM) и “стандартов системы качества” ИСО-9000 (ISO-9000). Между ними есть как общие черты, так и существенные отличия. Мы уделим основное внимание в настоящей работе стандартам системы качества, так как имеют административное закрепление в качестве государственных стандартов многих стран, в том числе и Украины. Соответственно, именно этим стандартам уделяется наибольшее внимание предприятиями, и именно они наиболее поддержаны информационно и методически.
Стандарт - это набор жестко фиксированных норм, характеристик, правил, требований, установлений, которые должны неукоснительно соблюдаться сотрудниками предприятия, стандарт ИСО-9000 представляет общие требования по тому, как должна быть построена система учета и управления на предприятии, чтобы можно было гарантировать работу производственной системы в соответствии с требованиями системы качества. В действительности, что очень важно, этот стандарт не может обеспечить гарантированное качество выпускаемой продукции, но призван обеспечить гарантированное устранение всех недостатков процесса производства, которые существенно влияют на качество продукции. При этом стандарт говорит только то, что надо сделать, но не говорит как. Главное - что получится, в результате, а получится должны качественные процессы (производства, закупок, продаж, складирования и т.д.).
В целях эффективного управления качеством и повышения его уровня Э. Демингом и Д. Джураном были разработаны следующие постулаты:
10 этапов для повышения качества по Джозефу М.Джурану
- Сформируйте осознание потребности в качественной работе и создайте возможность для улучшения качества.
Установите цели для постоянного совершенствования деятельности.
Создайте организацию, которая будет работать над достижением целей, создав условия для определения проблем, выбора проектов, сформировав команды и выбрав координаторов.
. Предоставьте обучение всем сотрудникам организации.
. Выполняйте проекты для решения проблем.
. Информируйте сотрудников о достигнутых улучшениях.
. Выражайте свое признание сотрудникам, внесшим наибольший вклад в улучшение качества.
. Сообщайте о результатах.
. Регистрируйте успехи.
. Внедряйте достижения, которых Вам удалось добиться в течение года, в системы и процессы, регулярно функционирующие в организации, тем самым закрепляя их.
14 принципов В.Эдвардса Деминга
1.Постоянство цели. Поддерживайте постоянство целей для стабильного совершенствования процессов производства товаров и оказания услуг.
.Новая философия. Примите новую философию. Мы живем в новую экономическую эпоху, основы которой были заложены в Японии.
Снижайте зависимость от инспекции. Устраните потребность в большом объеме контроля как способе достижения качества.
. Прекратите практику заключения контрактов по самым низким ценам. Не практикуйте ведение бизнеса, основываясь исключительно на цене.
. Совершенствуйте все процессы в организации. Постоянно совершенствуйте каждый процесс с точки зрения планирования, производства и обслуживания.
. Введите обучение на работе.
. Установите благоприятный стиль руководства. Утверждайте стиль руководства, направленный на то, чтобы помочь людям лучше выполнять свою работу.
. Поощряйте эффективные двусторонние коммуникации и другие способы, позволяющие избавиться от страха в организации.
. Разрушайте барьеры между отделами и людьми.
. Исключите использование лозунгов, плакатов и призывов.
. Устраните цифровые показатели, по которым выносится суждение. Откажитесь от стандартов выполнения работы, которые предписывают рабочим достижение определенных норм в цифровом выражении и управленческому персоналу - цифровых показателей. Предложите вместо этого поддержку и помощь наставников.
. Гордитесь мастерством.
. Поощряйте образование.
. Приверженность высшего руководства. Добейтесь четкой приверженности высшего руководства идее постоянного улучшения качества и производительности.