Классификационные группы и виды управленческих решений
Решения классифицируют, руководствуясь различными признаками. В общем виде такая классификация представлена в табл. 4.3 (Голубков Е.П., 1990).
Классификация решений по группам и видам
Таблица 1.1
Классификационные группы |
Виды |
По содержанию |
политические социальные экономические организационные технические технологические |
По срокам действия и степени воздействия на будущие решения |
оперативные тактические стратегические |
По виду лиц, принимающих решения |
индивидуальные коллективные |
По степени уникальности |
рутинные нетворческие уникальные, творческие |
По степени определенности (полноты информации) |
в условиях определенности в условиях риска в условиях неопределенности (вероятностной определенности) |
По характеру (степени подготовленности) |
организационные запрограммированные незапрограммированные компромиссные |
управленческий решение принятие разработка
[6, с. 134]
Решения как результат выбора могут быть сведены в три группы - запрограммированные, незапрограммированные, организационные и компромиссы.
Наиболее типичные для функций управления вопросы, рассматриваемые при принятии решения
Таблица 1.2
Планирование |
1. Какова наша сверхзадача или природа нашего бизнеса? 2. Какими должны быть наши цели? 3. Какие изменения происходят во внешнем окружении и как они отражаются и могут отразиться в будущем на организации? 4. Какую стратегию и тактику следовало бы нам выбрать для достижения поставленных целей? |
Организация деятельности |
1. Каким образом следует структурировать работу организации? Как целесообразно укрупнить блоки выполняемых работ? 2. Как скоординировать функционирование этих блоков, чтобы оно протекало гармонично и не было противоречивым? 3. Принятие каких решений на каждом уровне организации следует доверять людям, в частности, руководителям? 4. Следует ли нам изменять структуру организации из-за изменений во внешнем окружении? |
Мотивация |
1. В чем нуждаются мои подчиненные? 2. В какой мере эти потребности удовлетворяются в ходе деятельности, нацеленной на достижение целей организации? 3. Если удовлетворение работой и производительность моих подчиненных возросли, то почему это произошло? 4. Что можем мы сделать, чтобы повысить уровень удовлетворенности работой и производительность подчиненных? |
Контроль |
1. Как следует измерять результаты работы? 2. Как часто следует давать оценку результатов? 3. Насколько мы преуспели в достижении наших целей? 4. Если мы недостаточно продвинулись к поставленным целям, то почему это случилось и какие коррективы следовало бы внести? |
[6, с. 136]
Как определено выше, решение - это выбор альтернативы. Это, по сути дела, ответ на ряд вопросов. В сегодняшнем сложном, быстро меняющемся мире организаций многие альтернативы находятся в распоряжении менеджеров, и, чтобы сформулировать цель перед группой людей и добиться ее достижения, необходимо дать ответы на многочисленные вопросы. Каждая управленческая функция связана с несколькими общими, жизненно важными решениями, требующими претворения в жизнь. Некоторые из них перечислены в табл. 1.2. (Мескон М., 2004).