Управление конфликтами
Управление конфликтами -
это целенаправленное воздействие по устранению (минимизации) причин, породивших конфликт, или на коррекцию поведения участников конфликта.
Для успешного управления крайне важно понимание и признание конфликта закономерным явлением в обществе. Более того, необходимо понимать, что конфликт является движущей силой развития, как небольшой организации, так и общества в целом. Здесь очень важным шагом со стороны руководителя является признание возможности активного и позитивного воздействия на конфликт. Такой подход расширяет и углубляет отношение к конфликтам, эта проблема становится многоплановой. Понятие «управление конфликтом» и выражает сущность того, как необходимо действовать в отношении конфликтных явлений.
Существует несколько точек зрения у менеджеров на конфликт:
. Как иррациональной, разрушительной стихии.Отношение к конфликту отрицательное, так как в нем нет в ничего хорошего. Теряется здоровье, отношения с самыми близкими людьми, возможен уход с работы и т.п.
Образ конфликта - «Ураган», «Цунами», «Неуправляемая стихия»
. Как к одному из рациональных способов диагностики.
Отношение к конфликту положительное, т.к. он позволяет увидеть то, что невидимо вне его, испытать коллектив на прочность, ясно увидеть своих и чужих. Отношение к конфликту зависит от личных потерь или приобретений: если первое-то плохое отношение, если второе-то отношение хорошее. Образ конфликта - «Вулкан» При выбросе вулканической смеси можно обнаружить крупицы драгоценных металлов. Если они достанутся самому субъекту-то отношение к конфликту будет хорошее, если кому-то другому-то плохое.
Конкретное содержание полученного ответа зависит от практического опыта людей, а поскольку опыт каждого человека субъективен, то и отношение к конфликту зачастую носит субъективный характер. Подобная позиция в личной жизни механически
В зависимости от точки зрения на конфликт, которой придерживается менеджер, и будет зависеть процедура его преодоления.
Существующие методы управления конфликтами, можно представить в виде нескольких групп, каждая из которых имеет свою область применения:
) Внутриличностные, т.е. методы воздействия на отдельную личность;
) Структурные, т.е. методы по устранению организационных конфликтов;
) Межличностные методы и стили поведения в конфликте;
) Переговоры.
Выделим следующие методы управления конфликтов, появление которых наиболее часто отмечается исследователями в организации:
Первый - Межличностные методы управления конфликтами.
При создании конфликтной ситуации или начале развертывания самого конфликта его участникам необходимо выбрать форму, стиль своего дальнейшего поведения с тем, чтобы это в наименьшей степени отразилось на их интересах.
К. Томас и Р. Килменн выделили следующие пять основных методов управления конфликтом:
Уклонение;
Противоборство;
Уступчивость;
Сотрудничество;
Компромисс.
Основу классификации составляют два независимых параметра:
) Степень реализации собственных интересов, достижения своих целей;
) Уровень кооперативности, учёта интересов другой стороны.
Если представить это в графической форме, то получим сетку Томаса - Килменна, позволяющую проанализировать конкретный конфликт и выбрать рациональную форму поведения.
Рассмотрим их более подробно:
. Уклонение (слабая напористость сочетается с низкой кооперативностью). Данная форма поведения выбирается тогда, когда индивид не хочет отстаивать свои права, сотрудничать для выработки решения, воздерживается от высказывания своей позиции, уклоняется от спора.
Этот стиль предполагает тенденцию ухода от ответственности за решения.
Такое поведение возможно, если исход конфликта для индивида не особенно важен, либо, если ситуация слишком сложна и разрешение конфликта потребует много сил у его участника, либо у индивида не хватает власти для решения конфликта в свою пользу.
. Противоборство (конкуренция) - высокая напористость сочетается с низкой кооперативностью.
Характеризуется активной борьбой индивида за свои интересы, применением всех доступных ему средств для достижения поставленных целей: применением власти, принуждения, других средств давления на оппонентов, использованием зависимости других участников от него.