Особенности управления персоналом в государственных и муниципальных учреждениях
мотивация персонал госслужащий
Персонал - это весь личный состав работающих, постоянные и временные специалисты и обслуживающие их деятельность рабочие и служащие, или совокупность всех человеческих ресурсов которыми обладает организация [4, 89].
Управление персоналом представляет собой управленческое воздействие органов государственной власти, их руководителей, работников кадровых служб, направленное на поиск, оценку, отбор, профессиональное развитие персонала, его мотивацию к выполнению задач, стоящих перед организацией.
Принципы УП - основные правила, которым должен следовать руководитель и специалисты в процессе управления персоналом.
Общими принципами УП являются следующие принципы: научности, системности, перспективности, оперативности, простоты и др.
Частные принципы УП применяемые в различных странах мира принципы: пожизненного найма; консесуальное принятие решений; контроля исполнения заданий, основанного на доверии; воспитание через корпоративную культуру.
Управление персоналом как специфическая деятельность осуществляется с помощью различных методов воздействия на сотрудников. Методы УП - способы воздействия на коллективы и отдельных работников с целью осуществления координации их деятельности в процессе функционирования организации. Выделяют три группы методов, применяемых в УП. [7, 132]
а) Административные методы ориентированы на такие мотивы поведения как осознанная необходимость дисциплины труда, чувство долга, стремление человека трудиться в определенной организации. Ам - это методы прямого воздействия: любой регламентирующий нормативный акт подлежит обязательному исполнению.
б) Экономические методы основаны на материальном стимулировании коллективов и отдельных работников на эффективное использование механизма управления. Методы носят косвенный характер.
в) Социально-психологические методы управления основаны на использовании социальных механизмов управления (система взаимоотношений в коллективе, участие работников в управлении, формирование групп, создание нормального психологического климата, моральное стимулирование).
Функции управления персоналом - основные направления деятельности, ориентированные на удовлетворение потребности организации в персонале. На основе анализа отечественной и зарубежной литературы выделяются следующие функции: [11, 101]
- планирование персонала, определение потребности в количестве и качестве сотрудников;
- определение способов рекрутирования, привлечения персонала;
- маркетинг персонала;
подбор, оценка, отбор и принятие на работу;
адаптация, обучение и повышение квалификации работников, их развитие;
планирование карьеры, обеспечение профессионального продвижения роста работников;
мотивация персонала;
руководство персоналом;
управление расходами на персонал;
организация рабочих мест;
обеспечение оптимального распределения работ;
высвобождение персонала;
освобождение персонала;
кадровое делопроизводство; сбор, хранение, учет анкетных данных;
управление информацией - оценка результатов деятельности и трудового потенциала персонала;
контроль за персоналом, обеспечение дисциплины и организация порядка и т.д.
Цель оценки персонала государственной и муниципальной службы - измерение эффективности работы. Ее можно представить как продолжение функции контроля.
Оценка результатов деятельности служит трем целям: административной, информационной, мотивационной. Административная функция оценки состоит в том, что каждая организация должна выявлять оценку труда своего персонала для принятия административных решений: о продолжении совместной работы или ее прекращении.
Предмет оценки - профессионально-квалификационные характеристики, степень участия в решении поставленных перед организацией задач, результаты труда, организаторские способности, личностные качества.
Традиционным методом оценки персонала является аттестация. Аттестация кадров - это проверка, определение соответствия деловой квалификации, уровня знаний и навыков работника, иных общественно значимых качеств занимаемой должности. Она направлена на улучшение качественного состава кадров (персонала) и эффективное их использование, рост служебной и трудовой активности, предприимчивости, повышение ответственности работников всех уровней за порученное дело. Аттестационный процесс состоит из нескольких частей: аттестационное собеседование, текущий контроль в течении всего аттестационного периода, обсуждение сотрудником и руководителем работы в течении всего аттестационного периода. Итогом аттестационного процесса является вынесение оценки выполнения работником своих должностных обязанностей в течение аттестационного периода.
Оценка может быть вынесена с помощью нескольких методов: