Сущность мотивации
В различных источниках мотивация определяется по-разному. Приведем несколько определений мотивации.
Мотивация - это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, задают границы и формы деятельности и придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение определенных целей [1, 133].
Мотивация - это процесс, начинающийся с физиологической или психологической потребности, которая создает побуждение или мотив, активизирующий поведение или действие, направленное на достижение цели или вознаграждения, удовлетворяющих в итоге возникшую потребность [9, 363].
Мотивация - процесс побуждения себя и других к определенной деятельности, направленной на достижение личных целей или целей организации [11, 75]
Мотивация - это сердцевина управления человеком, процесс воздействия на человека, с помощью которого руководитель побуждает сотрудников работать для достижения организационных целей; тем самым удовлетворяя их личные интересы, желания и потребности [8, 11].
Обобщив эти определения, можно сделать вывод, что мотивация - это процесс побуждения к деятельности, который рождается после осознания потребности и направлен на достижение целей и, в конечном итоге, удовлетворяющий возникшую потребность.
Чтобы управлять человеком, нужно использовать мотивы - те внутренние силы, которые направлены на удовлетворение его потребностей и побуждают его к определенной деятельности. Чтобы «включить» эти силы человека, нужно осуществить мотивацию - процесс стимулирования деятельности, направленной на достижение индивидуальных потребностей и общих целей организации [5, 51-52].
Мотивация может быть внутренней и внешней.
Человек производит какие-то действия либо потому, что ему нравится сам процесс (внутренняя мотивация), либо потому, что он хочет в результате что-то за это получить (внешняя мотивация). Естественно, наиболее сильной будет мотивация, когда оба эти фактора действуют одновременно. Если сотруднику нравится его работа, он доволен оплатой труда, его ценят и уважают в коллективе, такая ситуация обеспечит высокую степень удовлетворенности работника и высокие результаты его трудовой активности.
Естественно, что, если не действует ни один из факторов мотивации, нельзя рассчитывать на производительный труд человека.
Люди, работающие только ради внешних стимулов могут быть глубоко несчастны, так как их деятельность не позволяет испытывать им полного удовлетворения.
Внешние и внутренние факторы мотивации, без сомнения взаимосвязаны. Наличие внешнего фактора, объясняющего поведение человека, меняет характер его оценки ситуации, в которой он находится. Известный американский социальный психолог Дэвид Майерс приводит такую притчу. Одного старика очень раздражали крики мальчишек, играющих каждый день под его окнами. На его замечания они не реагировали. Тогда он изменил тактику. Он вышел и сказал детям, что ему очень нравятся их крики и он готов платить им за них по 50 центов. На следующий день дети вернулись и стали носиться с еще большим энтузиазмом, ожидая получить новое вознаграждение. Старик вновь вышел к ним и заплатил им, но уже по 25 центов, сказав, что его денежные запасы ограничены. Наследующий день он дал только по 15 центов и пояснил, что денег у него мало и завтра он сможет заплатить только по 10 центов. Разочарованные мальчишки отказались кричать. Расходясь, они говорили: «Нашел дураков шуметь весь вечер за 10 центов».
Этот шутливый рассказ получил свое развитие в экспериментах психологов, в которых приняли участие любители решать головоломки. Они были разделены на две группы. Одним было обещано выплачивать по доллару за каждую решенную головоломку, тогда как другие должны были разгадывать их просто так, из интереса. Затем испытуемым была предоставлена возможность выбрать себе занятие. В результате участники эксперимента, кому за решение должны были заплатить, посвятили этому гораздо меньше времени, чем «любители».
Таким образом было выявлено, что человек будет более ответственен за свое поведение, если он выбрал его без видимого внешнего давления и внешнего побуждения. Из этого следует, что менеджеры должны искать источники внутренней мотивации или прибегать к достаточно действенным побудительным стимулам, чтобы стимулировать желаемое поведение работников. Работа и ее условия должны вызывать у работника удовлетворение (схема 1.1 - см. Приложение 1).