Сущность стимулирования труда
Стимул - это внешнее побуждение к действию, причиной которого является интерес (материальный, моральный, личный или групповой), чаще всего материальное вознаграждение определенной формы.
Стимулы выполняют роль рычагов воздействия или носителей «раздражения», вызывающих действие определенных мотивов. В качестве стимулов могут выступать отдельные предметы, действия других людей, обещания, предоставляемые возможности и многое другое, что может быть предложено человеку в компенсацию за его действия или, что он желал бы получить в результате определенных действий. На многие стимулы человек реагирует не обязательно сознательно. Процесс использования различных стимулов для мотивирования людей называется стимулированием. Оно принципиально отличается от мотивирования. Суть этого отличия состоит в том, что стимулирование - это одно из средств, с помощью которого может осуществляться мотивирование. При этом чем выше уровень развития отношений в организации, тем реже в качестве средств управления людьми применяется стимулирование. Это связано с тем, что воспитание и обучение как один из методов мотивирования людей приводят к тому, что члены организации сами проявляют заинтересованное участие в ее делах, осуществляя необходимые действия, не дожидаясь либо же вообще не получая соответствующего стимулирующего воздействия.
Процесс использования стимулов на разных этапах организации и управления производством также должен быть различным. Наибольшее распространение стимулирование приобрело в производственных подразделениях, занятых изготовлением товаров и их поставкой на рынок. Перечислим некоторые стимулы, побуждающие человека лучше работать:
· деньги и премии;
· уважение;
· самоутверждение;
· чувство принадлежности к организации;
· похвала;
· гибкий график работы;
· осознание себя членом команды;
· возможность внесения идей и предложений;
· возможность учиться;
· карьера;
· признание заслуг;
· товарищеские отношения и творческая атмосфера;
· скидки в магазинах компании;
· независимость;
· доверие руководства.
Учесть различие во вкусах и личных мнениях каждого удается редко, поэтому руководитель, как правило, стремится к повышению интегральной производительности. Если руководитель будет учитывать приведенные ниже факторы, у него есть шанс получить подтверждение максимального количества своих подчиненных. Идеальная работа должна:
· иметь цель, т.е. приводить к определенному результату;
· оцениваться сослуживцами как важная, и заслуживающая быть выполненной;
· давать возможность служащему принимать решения, необходимые для ее выполнения (в определенных пределах);
· обеспечивать обратную связь с работником, оцениваться в зависимости от эффективности его труда;
· приносить справедливое с точки зрения работника вознаграждение.
· Спроектированная в соответствии с этими принципами работа обеспечивает внутреннее удовлетворение. Это очень мощный мотивационный фактор, который стимулирует качественное выполнение работы, а так же, по закону возвышения потребностей, стимулирует к выполнению более сложной работы[1, 190].