Анализ финансового состояния предприятия и основных технико-экономических показателей деятельности
Анализируя таблицу 2, следует отметить следующее:
) Имеет место уменьшение показателя выручки от реализации в 2008-м году по отношению к 2010-му, и увеличение показателя выручки от реализации в 2009-м году по отношению к 2010-му.Такие показатели обуславливаются изменением объема выполненных работ и уменьшением уровня средних реализационных цен. В 2010 г. сумма выручки 22 975 тыс. руб., что ниже показателя 2008 г. на 684 тыс. руб., и выше показателя 2009 г. на 4208 тыс. руб.
) в связи с увеличением объемов и реализации выполненных работ (оказанных услуг), наблюдается увеличение себестоимости продукции, так в 2010 г. себестоимость проданных работ, услуг составила 20 323 тыс. руб., что ниже показателя 2008 г. на 352 тыс. руб., и выше показателя 2009 г. на 3921 тыс. руб. Соотношение темпов роста выручки и себестоимости говорит о том, что темп роста себестоимости в 2010-м году по сравнению с 2008-м годом на 1,22% опережает темп роста выручки. Темп роста себестоимости с 2009 г. по 2010 г. ниже темпа роста себестоимости на 41, 71%.
)на предприятии с 2008 г. по 2010 г. произошло снижение численности работающих на 5 человек, а с 2009 г. по 2010 г. на 2 человека.
)Уменьшение численности работающих на предприятии и увеличение средней заработной платы, привело к повышению фонда оплаты труда на 13319 тыс. руб. в 2010 г. по сравнению с 2008 г. и на 8613,60 тыс. руб. по сравнению 2009 г.
)Показатели рентабельности продукции снижены с 2008-го по 2009- г.
Показатели рентабельности увеличились в 2010-м году по сравнению с 2009-м годом.
Для оценки результативности и экономической целесообразности деятельности предприятия недостаточно только определить абсолютные показатели. Более объективную картину можно получить с помощью показателей рентабельности. «Показатели рентабельности являются относительными характеристиками финансовых результатов и эффективности деятельности предприятия. Показатели рентабельности используют для сравнительной оценки эффективности работы отдельных предприятий и отраслей, выпускающих разные объемы и виды продукции. Эти показатели характеризуют полученную прибыль по отношению к затраченным производственным ресурсам»[3]. В анализе финансовых показателей основной предпринимательской деятельности используется такой показатель относительной доходности как рентабельность продукции. Доходность продукции характеризуется показателем рентабельности от реализации (оборота, продаж).
Рентабельность реализации (оборота, продаж) R пр. определяется отношением прибыли от реализации продукции Пр. или чистой прибыли к величине выручки от реализации продукции без НДС и акцизов, выраженных в процентах:
пр. (оборота) = (Пр. /Вр.)* 100%
Расчет показателей рентабельности представлен в таблице 3.
Это такие показатели, как:
)Показатель генерирования доходов рассчитывается как отношение прибыли до вычета процентов и налогов к стоимости активов предприятия.
)Показатель рентабельности собственного капитала рассчитывается как отношение чистой прибыли к средней величине собственного капитала.
)Валовая рентабельность реализованной продукции рассчитывается как отношение валовой прибыли к выручке от реализации.
)Чистая рентабельность реализованной продукции рассчитывается как отношение чистой прибыли к выручке от реализации.
)Рентабельность продаж рассчитывается как отношение прибыли от продаж к выручке от реализации продукции.
Динамика данных показателей на исследуемом предприятии за период с 2008г. по 2010г. приведена в таблице 3. Источником информации для анализа показателей рентабельности продукции является форма №2 бухгалтерской отчетности.
Таблица 3
Динамика показателей рентабельности ООО «Восток Электроплюс» за 2008 - 2010 гг.
Показатель |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. | ||||
Значение |
Абсо-лютное изменение, от 2008 г. |
Темп роста, % |
Абсо-лютное изменение, от 2009 г. |
Темп роста, % | |||
Выручка от реализации. |
23 659 |
18 767 |
22 975 |
- 684 |
97,11 |
+ 4208 |
122,42 |
Основные средства. |
48 |
33 |
3 |
-45 |
6,00 |
-30 |
9,00 |
Чистая пибыль |
943 |
157 |
134 |
- 809 |
14,209 |
- 23 |
85,35 |
Собственный капитал |
2079 |
1177 |
1311 |
-768 |
63 |
+134 |
111 |
Валовая прибыль |
2988 |
2359 |
2652 |
-336 |
88,76 |
+293 |
112, 42 |
Коэффициент генерирования доходов |
0,36 |
0,02 |
0,03 |
-0,03 |
8 |
-0,01 |
150 |
Рентабельность собственного капитала |
0.45 |
0,13 |
0.10 |
-0,35 |
22,22 |
-0,03 |
76 |
Валовая рентабельность реализованной продукции |
0,12 |
0,13 |
0,11 |
-0,01 |
91 |
-0,02 |
84 |
Чистая рентабельность реализованной продукции |
0,03 |
0,01 |
0,006 |
-0,024 |
20 |
-0,04 |
60 |
Рентабельность продаж |
0,05 |
0,01 |
0,015 |
-0,015 |
40 |
+0,005 |
150 |