Управленческие инновации в административно-управленческой деятельности
Инновации выражают механизм развития социальных систем любого типа. Внутренние связи социальных систем претерпевают качественные изменения в процессе адаптации к среде функционирования. Причем эти изменения способствуют повышению устойчивости и эффективности системы (деятельности) в том случае, если соответствуют закономерностям развития данной системы.
Фундаментальными свойствами социальных инноваций являются:
качественный характер изменений. Качественные изменения системы оказывают наибольшее влияние на результаты ее функционирования. В то же время этот тип изменений затрагивает механизмы кооперации человеческого поведения, поэтому является достаточно сложным;
целенаправленность изменений. Инновации направлены на достижение конкретного результата, который оправдывает их применение. Инновации преследуют цель повышения эффективности организации.
Управление играет системообразующую роль в функционировании организационных систем. Поэтому причиной применения управленческих инноваций является низкая результативность деятельности системы. Изменение структуры управленческих отношений затрагивает все компоненты организации. Применение управленческих инноваций обеспечивает решение организационных проблем, которые препятствуют достижению нормативного (желаемого) состояния социальной системы. Совершенствование системы управления социальной организации реализует свойства социальных инноваций в сфере управленческих отношений. Управленческие инновации применяются в различных видах социальных систем. Самое непосредственное влияние оказывают они на повышение эффективности административной деятельности.
Изменение социально-политической ситуации и законодательной базы требует адекватных изменений методов управления. Для этого на различных уровнях системы государственного и муниципального управления проводятся организационные перестройки, внедряются новые технологии работы. Повышение научного уровня административно-управленческой деятельности зависит от систематического применения управленческих инноваций.
Распространение управленческих инноваций в системе руководства сталкивается с рядом проблем объективного и субъективного характера. К объективным факторам, сдерживающим управленческие инновации, относятся:
противоречие старого и нового. Нововведение неизбежно нарушает сложившуюся систему отношений в организации и требует изменения существующей организационной структуры;
сложность, комплексность управленческих инноваций. Для подготовки и реализации управленческих нововведений необходимо проводить сбор и анализ информации по различным качественным показателям и проводить изменения значительного числа организационных связей;
ограниченность развития органов государственного и муниципального управления. В существующей иерархической системе стратегические цели деятельности административных учреждений определяются на вышестоящем уровне управления. Между тем для реализации инноваций необходима децентрализация.
К субъективным факторам относятся:
недостаточная компетентность государственных и муниципальных служащих. У многих руководителей и специалистов бюрократических организаций отсутствует необходимый объем знаний по проблемам организации управленческого труда. Отдельные работники вообще не готовы работать в новых условиях;
низкий уровень интеграции теории и практики административной деятельности. Имеющиеся сегодня научные разработки в области совершенствования методов и структур управления пока не находят должного внимания со стороны чиновников.
Действие названных факторов можно значительно снизить при условии проведения мероприятий по организации инноваций. Под организацией управленческих инноваций понимается деятельность по определению параметров инновационного процесса и регулированию разработки и реализации управленческих нововведений в соответствии с целью организационных изменений в учреждении.