Понятие и виды управленческих решений
Темой данного курсового проекта, является "Поиск управленческого решения по регулированию конкуренции в сфере общественного питания в г. Благовещенске". Для того чтобы, приступить к принятию и разработке решения по данной проблеме, необходимо раскрыть сущность, самого управленческого решения, определить какие виды управленческих решений существуют.
Принятие решений, так же как и обмен, информацией - составная часть любой управленческой функции. Необходимость принятия решения возникает на всех этапах процесса управления и связана со всеми участками и аспектами управленческой деятельности. Процесс принятия решения довольно точно отражает реальные проблемы, отношения и связи, сложившиеся в организации.
Цикл управления всегда начинается с постановки целей и выявления проблем, продолжается разработкой и принятием необходимого решения и заканчивается организацией и контролем его выполнения. Анализ полученного результата или точнее, оценка степени достижения поставленной цели, служит источником выявления новых проблем и принятия новых решений, возобновляя таким образом управленческий цикл. Смысл управленческой деятельности состоит в обеспечении достижения организацией поставленных целей, содержание же управления заключается в выработке определенных мер, направленных на реализацию этих целей, осуществляемой в форме принятия и осуществления решений.
Таким образом, управленческое решение - это результат анализа, прогнозирования, оптимизации, экономического обоснования и выбора альтернативы из множества вариантов достижения конкретной цели системы менеджмента.
Управленческое решение - это выбор альтернативы, осуществленный руководителем в рамках его должностных полномочий и компетенции и направленный на достижение целей организации.
Управленческое решение представляет собой комплексное явление, его основными аспектами являются:
Психологический аспект - его особенность заключается в том, что решение рассматривается, прежде всего, как логико-мысленный акт, т. е внутренняя мыслительная деятельность субъекта управления, направленная на разрешение определенной проблемы.
Информационный аспект - информационная природа принятия решения. Информационное преобразование исходной информации в информацию управленческого решения.
Юридический аспект - правовая сторона принятия решения. Организационно - правовой акт, принятый субъектом управления в установленном порядке и соответствующим образом оформленный.
Организационный аспект - момент волевого действия руководителя, состоящий в выборе цели действия и средств ее достижения и организующий практическую деятельность субъектов управления.
Импульсом управленческого решения является необходимость ликвидации, уменьшения актуальности или решения проблемы, то есть приближение в будущем действительных параметров объекта к желаемым, прогнозным.
В процессе управления организациями принимается огромное количество самых разнообразных решений, обладающих различными характеристиками. Тем не менее, существуют некоторые общие признаки, позволяющие это множество определенным образом классифицировать.
Такая классификация представлена в таблице1.
Таблица 1 - Классификация управленческих решений
Классификационный признак |
Группы управленческих решений | |
Степень повторяемости проблемы |
традиционные (неоднократно встречавшиеся ранее в практике управления, когда необходимо лишь произвести выбор из уже имеющихся альтернатив); |
нестандартные (решения, когда их поиск связан, прежде всего, генерацией альтернатив); |
Сфера воздействия |
глобальные (решение принимается с целью повлиять на работу организации в целом); |
локальные (результат решения, может сказаться на каком - либо одном подразделении организации или нескольких); |
Срок реализации |
долгосрочные (решения, результаты, осуществления которых могут бать удалены, на несколько лет); |
краткосрочные (на реализацию решения потребуется несколько часов, дней или месяцев, т.е. между принятием решения и завершением его реализации пройдет, сравнит. кор. срок); |
Характер информации |
детерминированные (решения принятые в условиях определенности); |
вероятностные (принятые в условиях риска или неопределенности); |
Количество критериев |
однокритериальные (выбор наилучшей альтернативы производится по одному критерию); |
многокритериальные (выбранная альтернатива должна, удовлетворять одновременно нескольким критериям); |
Форма принятия |
единоличные (выбор окончательного решения, осуществляется одним человеком); |
коллегиальные (групповые или коллективные решения); |
Способ фиксации |
документированные (оформлены в виде, какого - либо документа). |
недокументированные (не имеющие документальной формы, устные). |