Модель оценки эффективности обучения Д. Киркпатрика
. Поведение
На этом уровне происходит оценка того, в какой степени изменилось поведение участников в результате обучения. Киркпартик указывает на то, что отсутствие изменений в поведении участников не означает, что тренинг был неэффективен. Возможны ситуации, когда реакция на тренинг была позитивной, научение произошло, но поведение участников в дальнейшем не изменилось, поскольку для этого не были соблюдены необходимые условия. Поэтому отсутствие изменения поведения участников после тренинга не может быть поводом для принятия решения о прекращении программы. В этих случаях кроме оценки реакции и научения рекомендуется проверить наличие следующих условий:
· Желание участников изменить поведение.
· Наличие у участников знаний о том, что и как делать.
· Наличие соответствующего социально-психологического климата.
· Поощрение участников за изменение поведения.
Говоря о социально-психологическом климате, Киркпатрик имеет в виду прежде всего непосредственных руководителей участников обучения. Он выделяет пять видов "климата": запрещающий, обескураживающий, нейтральный, поддерживающий, требующий. Позиция руководителя, соответственно, меняется от запрета на изменение поведения до требования изменить поведение после окончания тренинга. Киркпатрик считает, что единственный способ создания позитивного климата - вовлечение руководителей в разработку учебных программ.
4. Результаты
К результатам относятся изменения, которые произошли в связи с тем, что участники прошли обучение. В качестве примеров результатов Киркпатрик приводит увеличение производительности, улучшение качества, уменьшение количества несчастных случаев, увеличение продаж, снижение текучести кадров. Результаты не следует измерять в деньгах.
По мнению Киркпатрика, оценка на этом уровне - самая сложная и дорогостоящая. Вот несколько практических рекомендаций, которые могут помочь в оценке результатов:
· если возможно, использовать контрольную группу (не проходившую обучение),
· проводить оценку через некоторое время, чтобы результаты стали заметны,
· проводить оценку до и после программы (если это возможно),
· провести оценку несколько раз в ходе программы,
· сопоставить ценность информации, которую удастся получить с помощью оценки и стоимость получения этой информации (автор считает, что проведение оценки на 4 уровне не всегда целесообразно в связи с ее высокой стоимостью).
К принципиальным недостаткам данного подхода относится тот факт, что выделенные информационные блоки не связаны между собой, кроме этого отсутствуют механизмы обратной связи, позволяющие управлять процессом генерации и передачи знаний Остальные трудности связаны с неразработанностью процедурного уровня сбора информации и ее обработки. Вследствие этого:
) обобщенные числовые характеристики объективно не отражают состояния и отношения в измеряемой эмпирической системе;
) используемые измерительные техники не обладают свойствами валидности, чувствительности и надежности;
) не учитывается влияние внешних факторов;
) не ясно, как выделить «чистый эффект» от обучения».