Исследование и анализ тенденций современного развития автомобильного рынка в России
Начиная с апреля 2010 года продажи крупнейших автодилеров растут медленнее, чем продажи в целом по рынку[10]. Во многом это связано с тем, что мало кто из исследуемых дилеров занимается реализацией автомобилей традиционных российских брендов. В этом сегменте продажи растут быстрее рынка благодаря программе утилизации. Кроме того, большая часть деловой активности крупнейших дилеров приходится на Москву, прирост продаж в которой меньше по сравнению с регионами.
Общие продажи в кредит
С начала года доля продаж в кредит крупнейших автодилеров заметно возросла, и последние четыре месяца составляет 25% в количественном выражении.
В условиях дефицита новых автомобилей возрос спрос на подержанные машины. Представители многих банков заявляют о том, что все более востребованными становятся кредиты на приобретение подержанных автомобилей. В некоторых банках их доля составляет от 15% до 20% выданных автокредитов.
Иномарки и подержанные авто
В период с января по июль 2010 года продажи иностранных брендов у крупнейших автодилеров выросли на 3%, подержанных автомобилей - на 26%.
Доля продаж подержанных автомобилей у крупнейших автодилеров составляет около 9% от общего объема продаж (год назад этот показатель был равен 7%).
Рост доли поддержанных автомобилей в портфеле автодилеров происходит во многом по следующим причинам[11]:
· Инвестиции автодилеров в развитие данного сегмента (большая прибыльность данного бизнеса по сравнению с продажами новых авто);
· Дефицит новых машин;
· Влияние кризиса: изменение потребительских предпочтений в сторону более дешевых автомобилей;
· На вторичном рынке появилось большое количество иномарок, которые были проданы 2-3 года назад.
Москва и регионы
За 7 месяцев 2010 года региональные продажи новых автомобилей крупнейшими автодилерами выросли на 34%, в то время как московские - практически остались на уровне 2009 года (снижение на 1%). Частично данную ситуацию можно объяснить эффектом "низкой базы". Падение продаж в регионах в 2009 году было более заметным, чем в столице[10].
Доля региональных продаж в январе-июле 2010 года у крупнейших автодилеров составила 31%, что на 6% больше, чем за аналогичный период 2009 года.
Продажи розничные и корпоративные
За период январь-июль 2010 года корпоративные продажи крупнейших дилеров выросли на 20%, а розничные только на 5%. При этом доля корпоративных продаж достигла 20% против 18% в 2009 году.
Доля корпоративных продаж на российском рынке ниже, чем на развитых рынках:
· В Великобритании корпоративные продажи составляют 55%-60%;
· В Германии на корпоративные продажи в среднем приходится около 60% рынка;
· В США корпоративные продажи составляют около 27% рынка.
Введение программы утилизации несколько сократило долю корпоративных продаж на развитых рынках: в Великобритании - до 49%, в Германии - до 37%. Сейчас этот показатель возвращается к привычным значениям[10].
В России же, даже несмотря на реализацию программы утилизации, доля корпоративных продаж продолжает увеличиваться.
Распределение рынка по сегментам: премиальный, средний и бюджетный.
В течение последних полутора лет предкризисный рост среднего сегмента в целом по рынку сменился падением, в то время как премиальный и в особенности бюджетный сегменты увеличили свои доли.
Наибольшую долю в портфеле брендов крупнейших дилеров продолжают занимать автомобили среднего сегмента: их доля остается практически неизменной на протяжении последних 3 лет. Доля бюджетных автомобилей (в первую очередь российских брендов) продолжает снижаться, в то же время заметно увеличилась доля премиальных машин.
Обзор автомобильного рынка
За первые 7 месяцев 2010 года рынок новых легковых автомобилей вырос на 9% в количественном выражении и на 13% - в денежном по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.