Правовой статус муниципального служащего
Муниципальный служащий не вправе: заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности; быть депутатом Государственной Думы Федерального Собрания РФ, депутатом законодательного (представительного) органа субъекта Федерации, депутатом представительного органа местного самоуправления, членом иных выборных органов местного самоуправления, выборным должностным лицом местного самоуправления; заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц; состоять членом органа управления коммерческой организации, если иное не предусмотрено законом или если в порядке, установленном уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Федерации, ему не поручено участвовать в управлении этой организацией; быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в органе местного самоуправления, в котором он состоит на муниципальной службе либо который непосредственно подчинен или подконтролен ему; использовать в неслужебных целях средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, другое имущество и служебную информацию; получать гонорары за публикации и выступления в качестве муниципального служащего; получать от физических и юридических лиц вознаграждения (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения), связанные с исполнением им должностных обязанностей; выезжать в командировки за счет средств физических и юридических лиц, за исключением командировок, осуществляемых на взаимной основе по договоренности органов местного самоуправления муниципального образования с органами местного самоуправления других муниципальных образований, а также с органами государственной власти и органами местного самоуправления иностранных государств, международными и иностранными некоммерческими организациями; принимать участие в забастовках; использовать свое служебное положение в интересах политических партий, религиозных и других общественных объединений.
Закон также запрещает муниципальным служащим образовывать в органах местного самоуправления структуры политических партий, религиозных и других общественных объединений, за исключением профессиональных союзов. Он обязывает муниципального служащего передавать в доверительное управление под гарантию муниципального образования на время прохождения муниципальной службы находящиеся в его собственности доли (пакеты акций) в уставном капитале коммерческих организаций в порядке, установленном уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Федерации.
При этом муниципальный служащий ежегодно в соответствии с федеральным законом, а также гражданин при поступлении на муниципальную службу обязаны представлять в органы государственной налоговой службы сведения о полученных ими доходах и об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, которые являются объектами налогообложения.
К правовым нормам, закрепляющим правовой статус муниципального служащего, относятся нормы, устанавливающие основания, виды и порядок применения поощрений муниципального служащего. Они содержатся в правовых актах муниципальных образований, принимаемых в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Федерации.
Закон об основах муниципальной службы не устанавливает конкретные виды поощрений и порядок их применения. Законы субъектов Федерации о муниципальной службе содержат нормы, которые определяют основания, виды и порядок применения поощрений муниципального служащего. При этом за муниципальными образованиями признается право предусматривать и другие виды поощрений муниципальных служащих. Так, в соответствии с Законом Новгородской области от 16 октября 1997 г. «О муниципальной службе в Новгородской области» основаниями для поощрения муниципального служащего являются: успешное и добросовестное исполнение муниципальным служащим должностных обязанностей; продолжительная и безупречная служба; выполнение заданий особой важности и сложности.
Закон устанавливает следующие виды поощрений: благодарность; единовременное денежное поощрение; объявление благодарности с денежным поощрением; награждение ценным подарком; награждение Почетной грамотой органов местного самоуправления или администрации области; представление к награждению государственными наградами Российской Федерации.
Закон допускает возможность выплаты денежного вознаграждения в связи с юбилеями и выслугой лет на муниципальной службе. Размеры и порядок поощрения устанавливаются нормативными правовыми актами муниципальных образований.
Законами субъектов РФ кроме перечисленных поощрений могут быть предусмотрены и другие: внеочередное присвоение квалификационного разряда; присвоение почетного звания и др. Успешная и эффективная деятельность муниципальных служащих стимулируется не только системой поощрений муниципальных служащих, но и системой гарантий, устанавливаемой федеральными законами, законами субъектов Федерации и уставами муниципальных образований.