Основные элементы комплекса маркетинга
Товар является ключевым фактором в комплексе маркетинга как средство удовлетворения нужд и потребностей конкретного человека или сообщества людей. Выявление реальных потребностей в товаре и удовлетворение человеческих нужд - это стержень товарной политики. Основными элементами этого комплексного понятия являются:
ассортиментная политика, то есть установление оптимальной номенклатуры изготовляемых изделий посредством модернизации выпускаемых товаров, создания новых товаров и запуска их в производство, исключения из производственной программы «неперспективных» с маркетинговой точки зрения товаров и т.п.;
создание необходимой упаковки и нанесение маркировки на товарах;
установление целесообразности и выявление возможности использования товарных знаков;
удлинение жизненного цикла товара за счет поддержания его конкурентоспособности и нахождения «открытых окон» на рынке для товаров фирмы;
организация сервисного обслуживания [7, с. 83].
Разработка и успешная реализация товарной политики требуют следующих условий: наличия на фирме стратегии производственно-сбытовой деятельности с определением миссии фирмы, ее основных целей и задач; хорошего знания рынка и ясного представления о своих возможностях, как в настоящее время, так и в перспективе.
Товары могут подразделятся в зависимости от длительности пользования ими на следующие группы:
а) товары длительного пользования - выдерживают многократное использование, служат длительное время, амортизируются по аналогии с оборудованием;
б) товары текущего потребления - полностью потребляются за один или несколько циклов использования;
в) услуги - удовлетворение потребностей клиентов непосредственной деятельностью.
С длительностью пользования связан и характер спроса на товар. В зависимости от этого выделяются:
а) товары повседневного спроса - приобретаются более или менее регулярно, стоят сравнительно недорого, решение о покупке обдумывается недолго;
б) товары предварительного выбора - как правило, длительного пользования и дорогие (мебель, одежда, электрические приборы и прочее);
в) уникальные товары - те, ради которых покупатели готовы затратить значительные дополнительные усилия и средства;
г) товары пассивного спроса - те, о которых покупатель не знает или не задумывается об их покупке, пока его к этому специально не подтолкнут [3, с. 62].
Товар должен быть качественным и конкурентоспособным. Качество - практическое воплощение удовлетворения потребностей и ожиданий. При производстве продукции или услуги качество неизбежно будет рассматриваться с точек зрения всех заинтересованных сторон: не только потребителя, но и персонала предприятия, поставщиков, инвесторов, собственников, общества в целом.
Таким образом, качество представляет собой еще и систему взаимоотношений заинтересованных сторон по поводу совокупности свойств продукта.
В конкретизации понятия товара особое место занимает марка, то есть имя или символ, присвоенные конкретному товару для его отличия от других и указания на его производителя (предприятие, фирму). Разумеется товар может и не иметь товарной марки. В этом случае обычно цена его ниже. Товар, помеченный брендом, автоматически вырастает в цене на 15-20%, а иногда и выше.