Разрешение конфликтных ситуаций
Компромисс состоит в желании оппонентов завершить конфликт частичными уступками. Он характеризуется:
· отказом от части ранее выдвигавшихся требований;
· готовностью признать претензии другой стороны частично обоснованными;
· готовностью простить.
Компромисс эффективен в случаях:
· понимания оппонентом, что он и соперник обладают равными возможностями;
· наличия взаимоисключающих интересов;
· удовлетворения временным решением;
· угрозы потерять все.
Сегодня компромисс - наиболее часто используемая стратегия разрешения конфликтов, на месте моей работы с помощью этой стратегии сглаживаются разноглася как между гостями и сотрудниками, так и между руководством и сотрудниками
) Стиль уклонения - реализуется обычно, если конфликт не затрагивает прямых интересов сторон или возникшая проблема не столь важна для сторон и у них нет нужды отстаивать свои интересы.
Уход от решения проблемы или избегание является попыткой уйти из конфликта при минимуме затрат. Отличается от аналогичной стратегии поведения в ходе конфликта тем, что оппонент переходит к ней после неудачных попыток реализовать свои интересы с помощью активных стратегий. Здесь разговор идет не о разрешении, а о затухании конфликта. Уход может быть вполне конструктивной реакцией на затянувшийся конфликт. Избегание применяется при отсутствии сил и времени для решения противоречия, стремления выиграть время, наличии трудностей в определении линии своего поведения, либо нежелании решать проблему вообще.
) Сотрудничество - наиболее трудный из всех стилей, но вместе с тем наиболее эффективный при разрешении конфликтных ситуаций. Преимущество его в том, что находится наиболее приемлемое для обеих сторон решение и из оппонентов делаются партнеры. Такой стиль требует умения объяснить свои решения, выслушать другую сторону, сдерживать свои эмоции. Отсутствие одного из этих факторов делает этот стиль неэффективным.
Сотрудничество предполагает направленность оппонентов на конструктивное обсуждение проблемы, рассмотрение другой стороны не как противника, а как союзника в поиске решения. Наиболее эффективно в ситуациях:
· сильной взаимозависимости оппонентов;
· склонности обеих сторон игнорировать различие во власти;
· важности решения для обеих сторон;
· непредубежденности участников.
В большинстве своем я видела применение этой стратегии в решении конфликтов между сотрудниками и руководством, руководством и поставщиками, гостями и персоналом и просто между сотрудниками.
Приведенные ниже сведения помогают наиболее четко различать ситуации, в которых предпочтителен компромисс, и ситуации, в которых самым эффективным будет сотрудничество:
Компромисс |
Сотрудничество |
Проблема относительно проста и ясна |
Предмет спора явно сложен и требует детального обсуждения и выработки компромиссного решения |
Для разрешения конфликта не так много времени или есть желание разрешить его как можно быстрее |
Обе стороны готовы потратить время на выбор скрытых нужд и интересов |
Лучше было бы достичь временного соглашения, а потом вернуться к этой проблеме и вновь проанализировать ее скрытые причины |
Для обеих сторон их интересы очень важны и компромисс для них неприемлем |
Проблема и ее решение не слишком важны для обеих сторон |
Стороны доброжелательно относятся друг к другу, готовы выслушать и с уважением отнестись к противоположной точке зрения |
Не удалось добиться решения с использованием сотрудничества или вам не удалось добиться своего с использованием собственной власти |
Обе стороны хотят добиться долгосрочного соглашения, а не временного и не хотят откладывать его |