Типы организационной культуры
Культура задачи хорошо адаптируется. Группы создаются для определенных целей и могут быть переформированы, распущены или оставлены. Организация может быстро реагировать, так как каждая группа в идеале содержит все необходимые элементы, позволяющие принимать решения. Для этой культуры характерны высокая степень автономии, оценка работы по результатам и гибкие рабочие отношения внутри группы, причем обоюдное уважение основано на способностях, а не возрасте или положении. Поэтому культура задачи подходит там, где есть конкуренция и где важна скорость реакции.
Большинство руководителей предпочли бы работать в организации с культурой задачи, когда делается акцент на группы, возможности специалиста, вознаграждение по результату и объединение личных и групповых целей. Это хорошо согласуется с современными тенденциями к изменению и адаптации.
Культура личности - «организация объединяет людей не для решения каких-то задач, а для того, чтобы они могли добиваться собственных целей». Основу организации составляют творческие личности. В культуре личности организация существует для того, чтобы помогать индивидуумам в достижении из личных целей.
Власть основывается на близости к ресурсам, профессионализме и способности договариваться. «Власть и контроль носят координирующий характер».
В этой культуре личность находится в центре. Если и есть некоторая структура в организации, то она существует только для обслуживания и помощи личностям в этой организации. Например, адвокатские конторы, союз архитекторов и мелкие консультирующие фирмы часто сориентированы на «личность».
Эту культуру обычно предпочитают профессионалы, она позволяет им сохранить свою независимость, личную свободу и быть частью организации.
Завершая свою типологию культур, Ч. Хэнди считает нужным подчеркнуть, что «две или более этих культур могут существовать в одной организации наряду с субкультурами. Все они усложняют жизнь организации, являются источниками тревог и радостей, разочарований и возможностей для тех, кто там работает».
Следует отметить, что трудно найти организацию, где бы присутствовал один вид культуры. Даже в организациях небольших размеров можно обнаружить зачастую все виды. И только по преобладающему типу, учитывая все остальные типы культуры, дают характеристику организационной культуры.
Знание ведущего типа культуры организации позволяет оценивать совместимость культур различных стран мира, прогнозировать развитие из взаимодействия, регулировать спорные вопросы. Рассмотренные параметры позволяют охарактеризовать организацию и выявить ведущий тип организационной культуры.
Проявление организационной культуры