Механизмы формирования организационной культуры
Структуру организационной культуры составляют различные элементы, такие как истории, церемонии, обычаи и традиции, символы и язык. Они образуют поверхностный уровень. Подповерхностный уровень составляют образцы и стереотипы поведения, методы решения задач, стоящих перед организацией. Но основу всей организационной культуры составляет глубинный уровень, выражающий базовые ценности, верования, мысли организации. Все вышеперечисленные элементы являются механизмами формирования организационной культуры.
Эти элементы бывают связанными с взаимоотношениями и поведением членов организации, и отражающие материальную сторону ее деятельности.
Рассмотрим эти элементы.
Организационные ценности (экономические, политические, технологические и пр.). Под ценностями понимаются свойства тех или иных материальных и духовных объектов, процессов или явлений, обладающие эмоциональной привлекательностью для членов организации. Это позволяет им служить образцами, ориентирами поведения вообще и в конкретных ситуациях.
Ценности формируются в результате осознания субъектами своих потребностей и соотнесения их с окружающим миром.
К ценностям относятся цели, характер внутренних взаимоотношений, ориентированность поведения людей, соблюдение законов и правил, новаторство, инициатива, трудовая и профессиональная этика.
Философия - это система ключевых ценностей, которая отвечает на вопрос, что является для организации самым важным. Философия отражает восприятие ею себя и своего предназначения в совокупности важнейших принципов деятельности и качественных целей.
Философия задает главные направления функционирования и развития организации, определяет стиль руководства, основы мотивации, порядок разрешения конфликтов, правила поведения персонала, создает основу имиджа.
Обряд - стандартное повторяющееся мероприятие, проводимое в определенное время и по специальному поводу.
Ритуал - это совокупность мероприятий (обрядов), оказывающих психологическое влияние на членов организации с целью укрепления преданности ей (работники многих японских компаний, например, начинают трудовой день с пения гимнов), усиления сплоченности, создания психологического комфорта, обучения организационным ценностям и формирования необходимых убеждений. Типичными ритуалами являются : проведение переговоров, презентаций и др. Менеджеры могут использовать ритуалы для впечатляющих демонстраций ценностей компании. Это особые ситуации, подтверждающие ценности компании, создающие связь между одинаково мыслящими людьми, позволяющие провозглашать и прославлять тех, в ком воплощены важные убеждения и действия.
Существует различные типы ритуалов, наблюдаемых в организациях.
Ритуалы поощрения призваны показать одобрение компанией определенного достижения или стиля поведения, вписывающегося в рамки корпоративных ценностей.
Ритуалы порицания сигнализируют о неодобрении в отношении человека, наущающего нормы принятой организационной культуры. Официальными ритуалами порицания являются увольнение, понижение в должности, штраф, снижение заработной платы.
Ритуалы объединения помогают всем служащим осознать свою общность с компанией. Это конференции, семинары, деловые игры, различные светские мероприятия, вечеринки, совместные поездки, занятия спортом.
Легенды и мифы представляют собой образно-словесное отражение в нужном свете и в закодированной форме истории организации, унаследованных ценностей, портретов ее известных деятелей. Эти истории поддерживают жизнь главных ценностей организации и служат единству их понимания сотрудникам.)
Обычаи - форма социальной регуляции деятельности и отношений людей, воспринятые из прошлого и передающиеся членами организации из поколения в поколение без каких бы то не было изменений. В роли обычаев и традиций могут выступать различные обряды, праздники. Устойчивость, преемственность, долговечность, прочность, стабильность - это качества, которые всегда внушали людям большое уважение, отсюда значимость данных проявлений организационной культуры.