Понятие и принципы построения организационных структур
) деление организации по горизонтали на широкие блоки, соответствующие важнейшим направлениям деятельности организации;
) осуществление соотношения полномочий различных должностей;
) определение должностных обязанностей как совокупности определенных задач и функций и передача их исполнение конкретным лицам.
Рациональная структура не возникает спонтанно. Существуют следующие принципы структуризации:
принцип иерархичности уровней управления - каждый нижестоящий уровень контролируется вышестоящим и подчиняется ему;
принцип целеполагания - ОСУ должна прежде всего отражать цели и задачи организации, а следовательно, быть подчиненной производству товаров или услуг;
принцип соответствия - в ОСУ должен реализовываться принцип соответствия полномочий и ответственности работников - с одной стороны, и квалификации и уровня культуры - с другой (именно с помощью ОСУ реализуется система ответственности и полномочий);
принцип разделения труда - ОСУ должна обеспечить оптимальное разделение труда между органами управления и объемом их полномочий;
принцип ограничения полномочий - полномочия руководителей ограничиваются миссией и целями организации, факторами внешней среды, уровнем культуры, традициями и нормами;
принцип адаптации - ОСУ должна быть достаточно гибкой и реагировать на внешние и внутренние изменения;
ОСУ должна быть адекватна социально-культурной среде организации.
Таким образом, организационная структура управления - это состав, взаимосвязь и соподчиненность самостоятельных управленческих подразделений и отдельных должностей, выполняющих функции управления.