Виды организационных структур управления
Иерархические организационные структуры (называемые формальными, механическими, бюрократическими) характеризуются жесткой иерархией власти в компании, формализацией используемых правил и процедур, централизованным принятием решений, узко определенной ответственностью в деятельности [8].
Адаптивные организационные структуры (называемые органическими, гибкими) характеризуются размытостью иерархии управления, небольшим количеством уровней управления, гибкостью структуры власти, слабым или умеренным использованием формальных правил и процедур, децентрализацией принятия решений, широко определяемой ответственностью в деятельности.
К бюрократическому типу организационных структур относят линейную, функциональную, линейно-функциональную, линейно-штабную и девизиональную структуры управления организациями.
Принципы бюрократической организационной структуры [5]:
. Четкое разделение труда между работниками.
. Иерархия управления.
. Наличие норм и правил выполнения работ.
. Формальная обезличенность трудовых обязанностей.
. Найм в соответствии с квалификацией.
Главные признаки бюрократической структуры: 1. Рациональность. 2. Ответственность. 3. Иерархичность.
Недостатки: 1. Не реализует полностью возможности человека. 2. Нет коллективного разума. 3. Не гибко реагирует на изменение ситуации.
Линейная структура управления образуется в результате построения аппарата управления только из взаимоподчиненных органов в виде иерархической лестницы. Разделение системы управления на составляющие части осуществляется по производственному признаку с учетом степени концентрации производства, широты номенклатуры продукции и т.д. (рис. 1) [10].
Рис. 1. Линейная организационная структура управления
Функциональная специализация аппарата управления значительно повышает его эффективность, поскольку вместо универсальных менеджеров, которые должны разбираться в выполнении всех функций, этим занимаются высококвалифицированные специалисты (рис. 2) [4].
Рис. 2. Функциональная структура
Линейно-функциональная структура управления обеспечивает такое разделение управленческого труда, при котором линейные звенья управления осуществляют общее руководство и координацию, а функциональные консультируют, разрабатывают конкретные вопросы (рис. 3) [10].
Рис. 3. Линейно-функциональная структура: Ф - условное изображение руководителя функциональной службы
Линейно-штабная структура отличается от линейной наличием в структуре «штаба» - органа по анализу возникающих ситуаций, постановке проблем, выработке решений. Например, отдел экономического анализа, или коллегия при директоре, или просто функциональный отдел - отдел кадров (рис. 4) [10].
Рис. 4. Линейно-штабная структура
Потребность в применении дивизиональной структуры, возникла в связи с увеличением размеров предприятий, диверсификации их деятельности, усложнением технологических процессов.
Дивизиональное распределение полномочий по организации производства и реализации продукции организации сопровождается наделением дивизионов полномочиями по планированию, управлению финансами, учету и т.д. Это позволяет активизировать работу управляющих дивизионами и высвободить руководство организации для выработки стратегических решений (рис. 5) [15].
Рис. 5. Территориальная дивизиональная структура
Дивизионы представляют собой центры прибыли, т.е. подразделения организации, где создается новая стоимость, приносящая доход организации. Относительная самостоятельность дивизиона приводит к необходимости формировать его структуру по образцу линейно-функциональных структур управления.
Органическим называется такой тип структуры управления, который характеризуется индивидуальной ответственностью каждого работника за общий результат. К органическому типу организационных структур относят проектную, матричную, сетевые и виртуальные структуры управления организациями.