Теоретическое обоснование инноваций и их влияния на экономику города
Обсудим такое нововведение, как появление персональных компьютеров. Первые экземпляры персональных компьютеров появились в 1973 г. К ним вначале относились как к редким дорогостоящим игрушкам. Однако уже в 1976 г. было продано более 20 тысяч персональных компьютеров, причем три четверти из них купили те, кто собирался применять новый вид ЭВМ в своей профессиональной деятельности, а не только в сфере досуга. И начался бум. В 1977 г. использовалось 50 тысяч персональных компьютеров, а через 5 лет - в 1982 г. - уже 5 миллионов. Рост в 100 раз! Фирмы, подхватившие поддержанное потребителями нововведение, стремительно росли. Основанная в 1977 г. фирма "Эппл компьютер" с общим капиталом в 2500 долларов за 6 лет достигла годового объема продаж в 1 миллиард долларов. В 1979 г. валовой доход фирмы "ИБМ", измеренный в постоянных ценах, впервые (за все время ее занятий компьютерным бизнесом) уменьшился. Но гигант устоял, перехватив инициативу у первооткрывателей. 12 августа 1981 г. фирма "ИБМ" выпустила свой собственный персональный компьютер. И в настоящее время в России 99 % персональных компьютеров выпущены либо непосредственно этой фирмой, либо фирмами, чья продукция совместима с компьютерами фирмы "ИБМ".
Активизация инновационной деятельности в Москве обусловлена ростом потребности хозяйствующих субъектов в инновациях, которые являются средством решения многих производственных и коммерческих задач. Потребность в нововведениях выступает в виде платёжеспособного спроса потребителей. Он обусловлен экономической ситуацией, степенью удовлетворения потребностей, возможностями потребителя. Признание нововведений потребителем обеспечит их использование наиболее эффективным образом. Общественное признание нововведений способствует формированию общественного спроса, размер которого предопределяется требовательностью покупателей к качеству товаров, уровнем дохода, национальными традициями и обычаями населения. Заинтересованность предпринимателей в инновациях обусловлена долей распределения будущих прибылей от реализации новшеств.
Сфера возможного распространения нововведений зависит от способностей потенциальных инвесторов концентрировать инвестиции на приоритетных направлениях развития реального сектора национальной экономики.
Одним из барьеров на пути насыщения производства инновациями является кризисная ситуация в производственной сфере Москвы. Она ставит препятствия хозяйствующим субъектам к расходованию средств на промышленные нужды. Поэтому новые производства имеют практически мало шансов получить инвестиции. Как показывает опыт, распространению нововведения предшествует длительный период его совершенствования. Накопление знаний, предшествующее разработке нововведения и его использованию, включающее данные об опыте применения более ранних промышленных образцов, позволяет избежать разработки бесперспективных вариантов, улучшить характеристики новшества в процессе промышленного освоения, приспособить его изготовление к технологическим особенностям, методам организации и управления конкретным производством. В процессе освоения новшества в производстве приобретается собственный опыт его участников, повышается мотивация их труда, что в свою очередь может расширять и технологические возможности самих нововведений. Направленность исследований при разработке и освоении нововведений на технологические возможности конкретного производства сокращает расходы в сфере производства. На скорость распространения новшеств влияет эффективность нововведения, степень его прогрессивности по сравнению со старым продуктом или методом, позволяющие улучшить параметры хозяйствования предприятия, а также сроки окупаемости привлекаемых для освоения нововведений инвестиций. Таким образом, для развития российской экономики определяющим является спрос на новшества, а не предложение со стороны науки.