Понятие и сущность конкурентоспособности
Технические параметры наиболее жесткие. По ним можно судить о назначении товара, его принадлежности к определенному виду (классу) продукции. Это характеристики, отражающие технико-конструкторские решения. К ним относят стандарты, нормы, правила, законодательные акты, определяющие границы изменения технических параметров. Большая роль отводится эргономическим показателям, отражающим, насколько товар соответствует свойствам человеческого организма и его психики (удобство работы, скорость утомления, степень стыковки человека с машиной).
Экономические параметры представлены величиной затрат на производство товара: его ценой, расходами на транспортировку, установку, ремонт, эксплуатацию и техническое обслуживание, обучение персонала. Вместе все эти расходы образуют цену потребления.
Цена потребления, как правило, выше цены продажи. Покупатель делает затраты не только на приобретение товара, но и на его потребление. Наиболее конкурентоспособен не тот товар, за который просят минимальную цену на рынке, а тот, у которого минимальная цена потребления за весь срок его службы у покупателя.
Социально-организационные параметры − это учет социальной структуры потребителей, национальных особенностей в организации производства, сбыта, рекламы товара [31, с.89-90].
Управление конкурентоспособностью предприятия представляет собой определенный аспект менеджмента предприятия, направленного на формирование, развитие и реализацию конкурентных преимуществ и обеспечение жизнеспособности предприятия как субъекта экономической конкуренции.
Целью управления конкурентоспособностью предприятия является обеспечение жизнеспособности и постоянного функционирования предприятия при любых экономических, политических, социальных и других изменениях в его внешней среде [15, с.15-20].
Управление конкурентоспособностью предприятия должно быть направленным на:
) нейтрализацию (преодоление) или ограничение количества негативных (деструктивных) факторов влияния на уровень конкурентоспособности предприятия путем формирования защиты против них;
) использование позитивных внешних факторов влияния для наращивания и реализации конкурентных преимуществ предприятия;
) обеспечение гибкости управленческих действий и решений - их синхронизации с динамикой действия негативных и позитивных факторов конкуренции на определенном рынке.
Объектом управления конкурентоспособностью предприятия является уровень конкурентоспособности, необходимый и достаточный для обеспечения жизнеспособности предприятия как субъекта экономической конкуренции.
С позиции процессного подхода управление конкурентоспособностью предприятия представляет собой процесс реализации определенной совокупности управленческих функций - целеполагание, планирования, организации, мотивации и контроля деятельности по формированию конкурентных преимуществ и обеспечению жизнедеятельности предприятия как субъекта экономической деятельности.
Таким образом, из множеств существующих трактовок конкурентоспособности, автор выделяет конкурентоспособность предприятия как относительную характеристику, которая выражает отличия развития данной фирмы от развития конкурентных фирм по степени удовлетворения своими товарами потребности людей и по эффективности производственной деятельности. Конкурентоспособность предприятия напрямую зависит от конкурентоспособности товара, потому что конкурентоспособность организации по структуре и содержанию представлена как взаимообусловленное единство двух составляющих: конкурентоспособности продукции и ресурсного потенциала организации. Также на конкурентоспособность предприятия влияют организационные, экономические и технические факторы. Управление конкурентоспособностью предполагает обеспечение нормального функционирования предприятия при любых изменениях внешней среды предприятия.