Оценка организационной структуры управления маркетингом на ЗАО «Луганский машиностроительный завод им. А.Я. Пархоменко»
Организационная структура управления маркетингом на ЗАО «Луганский машиностроительный завод им. А.Я. Пархоменко» построена следующим образом (рис. 2.1): группы и бюро отдела маркетинга подчиняются начальнику отдела маркетинга, который подчиняется коммерческому директору, который в свою очередь подчиняется директору завода. Группы и бюро отдела разбиты по трем направлениям работы:
сбыт;
учет, анализ и планирование;
снабжение.
Работающие по направлению сбыта разбиты на бюро по направлениям работы в Украине и по зарубежью. В их функциональные обязанности входит подготовка договоров, поиск покупателей, анкетирование потребностей потребителей в выпускаемой продукции, рассылка рекламных буклетов и прайсов, обеспечение покупателей информацией о эксплуатационных параметрах выпускаемого оборудования. Так же к этому направлению относится группа, занимающаяся проведением таможенных операций.
Рисунок 2.1 Организационная структура управления маркетингом на ЗАО «Луганский машиностроительный завод им. А.Я. Пархоменко»
В функциональные обязанности работающих по направлению учета, анализа и планирования входит планирование производства и реализации, учет исполнения договоров на реализацию продукции и на закупку, оперативное планирование закупок ТМЦ и анализ рыночных цен.
В функциональные обязанности работающих по направлению снабжения входит обеспечение предприятия металлом, материалами, комплектующими изделиями и энергоносителями.
Данная организационная структура управления маркетингом построена по принципу функциональной организации, что соответствует масштабам, структурной и пространственной расчлененности организационной структуры предприятия, особенностям профиля его деятельности, характеру стратегических целей и соответствующих им задач. Однако, она не полностью этот принцип реализует и по многим направлениям маркетинговой деятельности работа не ведется. В частности по направлению исследования и сегментации рынка нет ответственных за:
информационное обеспечение маркетинга;
реализацию концепции маркетинга в нормативно-методических документах;
исследование конкурентоспособности товаров конкурентов;
исследование рынка;
сегментацию рынка;
по направлению формирования стратегии предприятия:
прогнозирование конкурентных преимуществ предприятия;
прогнозирование цен;
формирования стратегии завода;
контроль реализации концепции маркетинга в подразделениях предприятия;
по направлению стратегического планирования:
прогнозирование стратегий повышения качества и ресурсосбережения;
техническую и социальную политику предприятия;
прогнозирование нормативов конкурентоспособности товаров и предприятия;
формирование структуры бизнес-плана предприятия и контроль его выполнения;
стратегическое планирование;
по направлению рекламы и стимулирования сбыта:
методическое, ресурсное и организационно-техническое обеспечения рекламы;
организацию работы рекламных агентств и служб;
стимулирование продвижения товара на рынок;
связь с общественностью (внешней средой).
Организационная структура управления маркетингом на заводе не выполняет или выполняет только частично следующие основные функции службы маркетинга:
формирование рыночной стратегии предприятия;
реализация концепции маркетинга;
реклама товаров и стимулирование сбыта;
обеспечение маркетинговых исследований.
По формированию рыночной стратегии предприятия не решаются такие задачи, как:
анализ и прогнозирование потребностей и спроса;
анализ и прогнозирование конъюктуры рынка;
анализ и прогнозирование факторов конкурентного преимущества предприятия;
анализ связей предприятия с внешней средой;
анализ и прогнозирование качества и ресурсоемкости аналогичных товаров конкурентов;
прогнозирование воспроизводственных циклов товаров предприятия;
анализ и прогнозирование организационно-технического уровня производства конкурентов и предприятия;