Социальные программы предприятий и социальное партнерство
Социальные льготы, предоставляемые предприятиями, имеют ценность и для пожилых работников, мобильность которых и так низка в силу низких шансов трудоустройства.
Если принять во внимание состав работников, заинтересованных в социальных услугах предприятия, и их реальный потенциал давления на принятие решений, то можно придти к выводу, что влияние «инсайдеров» на сохранение социальной сферы предприятий сильно преувеличено. Безусловно, в текущей ситуации работники стали получать меньше социальных услуг от предприятий и к тому же их качество ухудшилось. Реальное сокращение ощущается по таким направлениям, как предоставление жилья, путевок на лечение и отдых по льготным расценкам, содержание детей в детских садах за счет предприятия. И это признается и руководителями, и работниками.
Однако, по наблюдениям, и люди стали предъявлять меньший спрос на социальные услуги со стороны предприятия. Нам неизвестно ни одного случая, чтобы работники выставили требования к администрации по поводу сохранения соцкультбыта. С одной стороны, здесь продолжает действовать «единый коллективный интерес», который предписывает «не тормошить» администрацию бесполезными просьбами - «они и так делают для нас все, что возможно», с другой стороны, существует боязнь, что тот, кто требует многого, не получит и того минимума, на который еще можно рассчитывать. Администрация предприятия полностью контролирует эту сферу. Профсоюзы либо оттеснены от нее, либо являются регистраторами, оформляющими решения администрации.
Что же касается позиции профсоюзов относительно судьбы социальной сферы предприятий, как показал опрос экспертов в рамках исследования под руководством О. И. Шкаратана, оценки представителей «старых» и «новых» профсоюзов различны. Традиционные профсоюзы поддерживают директоров патерналистов, которые считают, что предприятия должны иметь социальную сферу, в то время как альтернативные профсоюзы склоняются к тому, что развитие социальных услуг населению должно быть заботой городских властей.
По закону работодатели обязаны оплачивать своим работникам очередный отпуск, больничные листы, медицинское страхование и отпуск по уходу за ребенком. По результатам опроса - вопрос: «Какие из следующих социальных льгот предоставляет работникам Ваше предприятие?» - % ответивших положительно по каждому виду социальных льгот в четырех городах - Самара, Кемерово, Сыктывкар, Люберцы. Почти все государственные предприятия и организации и подавляющее большинство приватизированных предприятий выполняют эти обязательства, однако первые три вида социальных льгот предоставляет лишь незначительное большинство новых частных предприятий и только меньшинство оплачивает женщинам отпуск по уходу за ребенком.
Эти различия лишь частично можно объяснить маленьким размером новых частных предприятий или их концентрацией в торговле и сфере услуг, которые, независимо от формы собственности, реже предоставляют эти льготы.
Таблица 2 - Результаты опроса по исследованию социальной защищенности работников предприятий РФ различных форм собственности
Государственный |
Бюджетный |
Приватизированный |
Новый частый |
В среднем | |
Оплата очередных отпусков |
97 |
99 |
95 |
59 |
90 |
Оплата больничных листов |
98 |
99 |
95 |
52 |
90 |
Обязательное медицинское cтpaxoвание |
92 |
94 |
94 |
57 |
87 |
Оплачиваемый отпуск по беремен- ности, родам и уходу за ребенком |
96 |
98 |
94 |
39 |
88 |
Оплата лечения |
26 |
27 |
20 |
10 |
22 |
Оплата путевок в дома отдыха, турбазы, детские лагеря |
55 |
53 |
50 |
11 |
45 |
Оплата содержания детей в детских учреждениях |
24 |
26 |
20 |
3 |
19 |
Материальная помощь |
50 |
51 |
45 |
28 |
45 |
Бесплатное или льготное питание |
15 |
17 |
19 |
14 |
16 |
Дотации на транспорт |
25 |
23 |
14 |
13 |
19 |
Обучение за счет предприятия |
31 |
47 |
32 |
20 |
34 |
Предоставление ссуд, льгот |
24 |
20 |
26 |
21 |
23 |