Социальная ответственность менеджмента
Максимальный эффект от социальной деятельности достигается в случае согласования интересов субъектов социальной политики, причем степень их участия в решении конкретных проблем является дифференцированной и динамичной. По мнению Председателя Правительства М.Фрадкова, «необходимо найти механизмы встраивания бизнеса в решение стратегических задач, стоящих перед страной, не ущемляя и не подавляя при этом интересы бизнеса и власти. Только так мы сможем преодолеть имеющееся в обществе недоверие к крупной собственности и снизить долгосрочные социальные и политические риски. Одно из направлений такого взаимодействия бизнеса и власти М.Фрадков видит в разработке совместных проектов на основе взаимной ответственности и взаимного интереса. Для решения таких задач при Правительстве России создан Совет по конкурентоспособности и предпринимательству.
Рост внимания бизнеса к требованиям различных заинтересованных сторон (как внешних, так и внутренних), под влиянием которых он находится, означает переход современного менеджмента к социально ориентированной концепции управления. Благодаря этому и усилиям других субъектов социальной политики создана и реализуется многоуровневая система социального партнерства. В ее основе лежит работающее Генеральное трехстороннее соглашение, заключаемое общероссийскими объединениями профсоюзов с общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации. Затем следуют региональные трехсторонние соглашения, заключаемые профсоюзами, объединениями работодателей и органами власти регионов (приняты практически во всех регионах РФ), и коллективные договоры предприятий.
К основным признакам социально ответственного поведения бизнеса можно отнести следующие:
. Высокое качество и широкий ассортимент товаров и услуг, разумные и доступные цены, качество обслуживания покупателей и клиентов.
. Охрана труда и здоровья работников предприятий.
. Забота компании о своих сотрудниках (профессиональное образование, социальная защита работников и их семей, выделение средств на различные общественные мероприятия, предоставление адресной материальной помощи, справедливое обращение с работниками и др.).
. Обеспечение достойной заработной платы.
. Экологическая безопасность производства, защита окружающей среды.
. Четкое информирование о рисках, связанное с деятельностью предприятия.
Компания может производить явно вредный для здоровья продукт: табачные изделия, алкогольные напитки и при этом заявлять о своей социальной ответственности, если она развивает легальный бизнес, создает высококачественную продукцию, продвигает новую культуру ее потребления, применяет передовые технологии, информирует потребителей своей продукции о реальном риске возникновения серьезных заболеваний, т.е. избирает стратегию снижения отрицательных последствий злоупотребления этим продуктом.
Проблема состоит в том, что хотя табак и водка социально опасны, но они составляют часть национальной культуры России. Поэтому рынок табака и алкоголя надо сделать цивилизованным, поскольку сложившаяся в России ситуация крайне негативна для личности, семьи и общества в целом. Очень важно, чтобы алкогольный бизнес социально ответственных компаний воспринимался как противодействующий злоупотреблению алкоголем и этому способствует этическая хартия производителей и продавцов алкогольной продукции (Москва, 27.03.2003).
В «Список уязвимых отраслей» попадает и фармацевтика: быстро развивается криминальная подделка лекарств, излишне популяризируются свои препараты (антибиотики, препараты для похудания). В то же время обнаруживается отсутствие многих крайне нужных и доступных препаратов.
. Помощь при катастрофах и стихийных бедствиях.
. Соблюдение всех норм законодательства.
Компании, выполняющие требования российского законодательства, создают прозрачность и открытость своей деятельности, позволяют обществу осуществлять контроль. Но они оказываются в невыгодном конкурентном положении по сравнению с теми фирмами, которые используют лазейки в налоговом законодательстве. Сейчас государство более строго проверяет уплату налогов и поведение таких компаний меняется.
. Установление более высоких стандартов деятельности, чем требуют законы. Компании берут на себя выходящие за рамки законодательного минимума социальные программы и финансируют детские и взрослые культурные, спортивные, санаторно-профилактические, оздоровительные объекты и мероприятия.
. Вклад компании в развитие национальной экономики. Бизнес реализует долгосрочные инновационные и инвестиционные программы, модернизируя производство; выплачивает налоги, используемые на проведение государственной и муниципальной социально-экономической политики, поставляет свою сырьевую продукцию на внутренний рынок, способствуя развитию других отраслей народного хозяйства.
11. Поддержка прогрессивной государственной политики. К числу первоочередных общенациональных задач России относится уменьшение бедности и рост благосостояния людей.