Информационная безопасность предпринимательства
Во всех цивилизациях вопросы получения и защиты информации во многом определяли взаимоотношения социальных групп и отдельных личностей. В нашу эпоху информационных технологий эти вопросы приобрели особую остроту для многих категорий населения, а для большинства деловых людей стали определяющими, так как цена информационного воровства стремительно растет.
Федеральное бюро расследований США в середине 90-х годов оценивало ежегодный ущерб крупного американского бизнеса от организованного «любопытства» в 24 млрд. долл. и отмечало устойчивый рост этого показателя. По данным экспертов Национального комитета по информационной безопасности США, опубликованным в журнале «Fortune», потери крупнейших компаний США от промышленного шпионажа в 1999 году достигли 45 млрд. долл. По данным 97 компаний, согласившихся предоставить сведения, каждый случай несанкционированного доступа к их конфиденциальной информации наносил ущерб, превышающий 500.000 долл. Половина из них зафиксировали более 1000 подобных случаев. Особо страдают от шпионажа компании, работающие в сфере информационных технологий, число атак на их информационные ресурсы в полтора-два раза выше, чем, например, на фирмы, работающие в сфере услуг. Однако это слабое утешение для последних при устойчивом росте преступности в информационной сфере.
Не надо думать, что коммерческая и криминальная разведка существует где-то там, далеко, у просвещенных в этих вопросах деловых людей Западной Европы и США. Хоть это и не повод для гордости, но наши в этих вопросах не отстают. В середине 90-х годов процветала торговля средствами добывания информации на Мытищинском и Царицынском рынках Москвы. Как вид бизнеса электронная разведка считается очень выгодным делом. Приобретаемые за немалые деньги специальные средства не могут лежать без дела, они должны приносить и приносят своим владельцам немалые дивиденды. Достаточно вспомнить, многочисленные скандалы, когда в средствах массовой информации появлялись стенограммы конфиденциальных разговоров известных российских политиков, чиновников и предпринимателей. Формирование в Интернете специализированных (например «Коготь»), содержанием которых являются такие стенограммы, свидетельствует о колоссальных масштабах взаимного шпионажа в нашем обществе.
Существуют многочисленные базы данных различного происхождения (жилищных контор, телефонные, ГИБДД, таможенные и другие), в которых можно найти сведения о любом российском гражданине или предприятии. Например, на радиорынке города Красноярска их можно приобрести без особых сложностей. При таком тотальном просвечивании предпринимателю, достигшему определенных успехов, остаться без внимания очень сложно.
Еще одна статистическая цифра - в современном мире число преступлений ежегодно растет на 5%, при этом существенная доля этого роста формируется за счет увеличения количества экономических преступлений. В свою очередь, большинство экономических преступлений становятся возможными только при наличии конфиденциальной информации о деятельности добропорядочных предпринимателей.
Конечной целью предпринимательства является прибыль, информационная безопасность - одно из условий ее достижения или сохранения. Если неосторожно дать знать о появившихся деньгах или способах их хранения, то их могут отобрать. Банальное хищение в подавляющем большинстве случаев начинается с «разведки». Воруют все категории граждан, свои и чужие, в России и за рубежом. В этом плане особенно опасны свои, хорошо владеющие ситуацией, сотрудники. По статистике правонарушений, 90 и более процентов материального ущерба наносится фирмам сотрудниками, действующими или бывшими. Это может происходить намеренно, либо по халатности или недомыслию.
«Защита информации - это деятельность или мероприятие, направленные на предотвращение несанкционированного распространения или воздействия на защищаемую информацию. Информационная безопасность - состояние или мера защищенности информации от всевозможных угроз, достигаемая путем реализации тех или иных мер по защите информации».