Теории и модели мотивации человеческой деятельности
На сегодняшний день разработан ряд теорий и моделей человеческой мотивации. Для раскрытия содержания функции стимулирования рассмотрим их в самой сжатой форме.
Их можно рассматривать с позиций популярности, применимости и эволюционного развития. Для нас это не имеет особого значения. Поэтому мы будем использовать различные признаки их построения. Тем более, проводимые систематические исследования проблемы мотивации человека показывают, что невозможно точно указать, какие же факторы побуждают человека к труду. Поэтому используются чисто прагматические модели мотивации человека.
Принято все теории мотивации делить на две группы:
. содержательные теории мотивации;
. процессуальные теории мотивации.
Ретроспективный обзор и анализ различных теорий мотивации приводится в различных публикациях по менеджменту. Воспользуемся данным материалом для наших целей.
Содержательные теории мотивации
Теория мотивации Ф. Тейлора.
С 1880 года Ф. Тейлор в своих исследованиях техники менеджмента отвел значительное место мотивации работников. В этом плане он сделал три основных предположения, характеризующих поведение человека:
человек - это «рациональное животное», обозначенное максимизацией своих экономических доходов;
люди реагируют на экономические ситуации индивидуально;
люди, как и машины, могут подвергаться стандартизированной моде.
Если посмотреть на эти выводы Ф. Тейлора с позиций сегодняшнего дня, то они кажутся чрезвычайно устаревшими. Однако это не так. Они могут проявляться или не оправдывать себя в зависимости от экономического положения страны. Так, например, для США эти допущения чрезвычайно устарели.
Для Украины и других стран СНГ сложившиеся экономические условия, когда большое количество людей борется за выживание, подтверждают справедливость сделанных Ф. Тейлором допущений. Примером тому может служить «торговый бунт» захлестнувший все страны бывшего Союза, который предоставил возможность ранее честно работающим инженерам, учителям, врачам и т. п. улучшить свое материальное положение. Это, конечно, временное явление, ибо еще Элтон Мэйо в 1924 г. показал, что «не хлебом единым жив человек», т. е. мотивация по типу кнута и пряника является недостаточной. Хоторнский эксперимент, проведенный Э. Мэйо, опроверг допущения Ф. Тейлора и дал толчок к развитию современных теорий мотивации.
Теория мотивации Фрейда.
Зигмунд Фрейд считал, что люди в основном не осознают тех реальных психологических сил, которые формируют их поведение. Согласно его тезису, люди не всегда поступают рационально. Человек растет, подавляя при этом в себе множество влечений. Они то появляются, то исчезают. Таким образом, человек не отдает полного отчета в истоках собственной мотивации.
Это очень важный вывод для менеджмента. Действительно, в одно и то же время у человека существует несколько потребностей, мотивирующих его деятельность. Одни из них в какой-то конкретный момент времени являются ведущими, значительными, другие - второстепенными. Однако второстепенные очень быстро могут стать ведущими. Это, собственно, доказал А. Маслоу в своих более поздних исследованиях.
Содержательная теория мотивации Маслоу.
Это наиболее популярная теория мотивации. Суть ее хорошо описана в литературе.
Абрахам Маслоу в своей работе «Мотивация и личность» попытался объяснить, почему в разное время людьми движут разные потребности. В известной пирамиде потребностей Маслоу показано, что человек мотивируется удовлетворением серии потребностей, выстроенных в иерархию. По степени значимости потребности располагаются в следующем порядке: физиологические, или базовые потребности (пища, тепло, вода, секс и т. п.); потребности в самосохранении (безопасности); социальные потребности (принадлежности, вхождения в группу, особые отношения и т. д.); потребности в уважении (статус, престиж, слава, уважение, самоуважение); потребность в самоутверждении (творческий потенциал, результаты и др.).