Теории и модели мотивации человеческой деятельности
средний индивидуум желает при определенных условиях не только принимать на себя ответственность, но и стремиться к ней;
способность к проявлению высокой степени воображения, изобретательности и творчества при решении проблем организации широко распространена среди индивидуумов;
в условиях современной производственной жизни интеллектуальный потенциал среднего индивидуума используется далеко не полностью и должен быть максимально раскрыт.
Сравнивая две теории МакГрегора, можно заметить их схожесть с мотивацией метода кнута и пряника, но рассмотренные согласно современного представления о поведении человека. Важным выводом теории «X» и «У» является социально приспособленное поведение человека. Противопоставляя кнут - теорию «Х», прянику -теории «У», МакГрегор, по сути, показывает, что наряду с необходимостью принуждения человека к работе, он стремится при определенных условиях (вознаграждение, удовлетворение своего «я», и др.) не только к работе, но и к ответственности за результаты своей работы. Главный вывод из этой теории: человека трудно заставить активно трудиться методом «кнута», но его можно, и это, пожалуй, главное, лишь приспособить к конкретному виду деятельности. Во взаимодействии с мотивирующими факторами у людей возрастает их собственная приспособленность к борьбе за жизнедеятельную сферу воздействия в определенных производственных условиях.
Процессуальные теории мотивации
Теория ожиданий Врума.
Согласно процессуальным теориям поведение человека довольно часто определяется ожиданием и восприятием мотивирующих факторов по результатам его труда.
Теория ожиданий получила наибольшее развитие в работах Виктора Врума. Американский исследователь В. Врум в 1964 г. в книге "Работа и мотивация" предложил теорию, согласно которой "вера в вероятность того, что за определенным действием последует конкретный результат", получившей название теории ожидания. Суть теорий ожидания заключается в том, что человек надеется на то, что выбранный им тип поведения действительно приведет к удовлетворению или приобретению желаемого.
Мы уже отмечали, что теория ожидания базируется на трех взаимосвязях: ожидании в отношении затрат труда - результатов (3 - Р), ожидания в отношении результатов - вознаграждений (Р - В); валентности. Таким образом, модель мотивации по В. Вруму выглядит таким образом:
М = (3-Р)(Р-В)Вл.,
где М- мотивация работника, 3 - затраты труда, Р - результат труда, В - вознаграждение, Вл - валентность.
Если значение любого из этих трех факторов будет ожидаться с малой вероятностью наступления, то человек будет мотивироваться слабо, а результаты его труда будут низкими.
Практически применение теории ожиданий затруднено тем, что каждый конкретный человек оценивает конкретное вознаграждение по-разному. Поэтому мотивировать групповые работы, а они имеют наибольшее распространение на предприятии, одними и теми же вознаграждениями сложно. М. Мескон описывает такой пример.
Для мотивации агентов руководство предприятия заявило, что те, кто выполнит свой план, за счет предприятия поедут с женами на Гавайи на две недели. Руководство было потрясено, когда после начала этой программы некоторые лучшие агенты перестали выполнять план. Оказалось, что перспектива поехать на Гавайи даже бесплатно, но со своими женами, далеко не всеми воспринималась как награда.
Теория справедливости.
Мотивационная теория справедливости, предложенная Адамсом, выступает в качестве коррекции тех недостатков, которые, по мнению сторонников теории справедливости, свойственны учению В. Врума.
Теория справедливости гласит, что человеку свойственно сравнивать не качество результатов своего труда и количество затраченных усилий, а уровень вознаграждения (размер зарплаты, надбавки, персональный автомобиль и т. п.) других людей, выполняющих аналогичную работу. Человеку свойственно делать такие сопоставления: