Сущность мотивации и стимулирования труда
. Мотивировать человека в соответствии с его ценностями и взглядами на жизнь.
. Поддерживать баланс между интересами организации в целом и отдельных сотрудников.
. Система мотивации должна корректироваться и доводиться до сведения каждого сотрудника.
4. Мотивировать людей не так, как считаем нужным руководитель, а так, как это необходимо людям [15, c.42].
Для различных типов работников в разной степени важны власть, авторитет, деньги, стабильность, общественное признание, наличие утвержденных процедур и т.д. Определив, какой тип работников преобладает в компании, можно выработать рекомендации по созданию оптимальных условий, при которых будет обеспечен максимальный результат. Если разработанная в организации система мотивации противоречит особенностям сотрудников, необходимо, либо корректировать систему, либо менять сотрудников. Попытки навязывания мотивов без учета существующей организационной культуры малоэффективны. В то же время правильное разъяснение системы мотивации может в значительной степени сгладить эти противоречия. Зная, к какому поведенческому типу относятся подчиненные, руководитель может правильно расставить акценты при разъяснении не только системы мотивации, но и любых других изменений, происходящих в организации.
Также разным работникам присущи разные уровни мотивации. Большинство находится в том состоянии, когда минимальные усилия позволяют достичь результата приемлемого для руководства. Такие работники убеждены, что их нынешняя работа - это простой обмен их времени и сил на деньги, необходимые им для жизни. Если мотивация приняла такую форму, это значит, что попытки руководства связать цели работников с целями организации завершились неудачей, либо вовсе отсутствовали.
Для остальных служащих, работа является желанной частью, смыслом жизни, что приносит награды и удовлетворение. Исследования показали, что сотрудники выкладываются полностью лишь тогда, когда уверены, что их усилия будут должным образом оценены. Для работников имеет ценность не только материальное поощрение, но и моральное. Задача менеджера заключается в обеспечении удовлетворения всего спектра потребностей персонала в процессе работы.
Для решения этого вопроса нужно знать основные характеристики мотивов и стимулов:
§ любые стимулирующие действия должны быть тщательно проработанными
§ людям важно испытывать радость от работы, отвечать за результаты, понимать важность своих действий
§ каждый на своем рабочем месте призван показать то, на что он способен;
§ любой человек стремится выразить себя в труде, познать себя в его результатах, получать реальные доказательства того, что он способен делать полезное, что должно быть связано с именем своего создателя;
§ важно интересоваться отношением людей к потенциальным улучшениям условий их работы;
§ каждому работнику следует предоставить возможность оценить свою значимость в коллективе;
§ в достижении цели, которую работник сам себе определил или в формулировании которой он принял участие, он проявит значительно больше энергии;
§ хорошие работники имеют полное право на материальное и моральное признание;
§ сотрудники должны иметь свободный, беспрепятственный доступ ко всей необходимой информации;
§ любые серьезные решения об изменениях в работе сотрудников должны приниматься при их непосредственном участии, с опорой на их знания и опыт, с учетом их позиции;