Основные подходы к разработке систем мотивации
Руководители при разработке и внедрении мотивационной системы часто основываются на опыт других компаний и пытаются использовать готовые шаблоны. Такие действия не приносят ожидаемых результатов и рано или поздно приводят к сбою процессов. В такой ситуации руководителю необходимо откорректировать внедренную систему, подстраивая её под принципы организации. На этот случай также существует множество способов, которые не являются прямым руководством к действию, но использование их желательно, особенно при отсутствии опыта в данной работе. Для начала рассмотрим исследования, ставшие основой в области мотивации.
Иерархия потребностей Абрахама Маслоу. Маслоу сформулировал психологический закон, согласно которому человека можно побудить к деятельности, обращаясь к потребностям высшего порядка, при условии, потребности более низкого порядка уже удовлетворены. То есть, появлению новой потребности предшествует удовлетворение другой, более низкого уровня. В основе же поведения лежат потребности человека, которые можно разделить на пять групп:
. физиологические потребности, необходимые для выживания человека: в еде, в воде, в отдыхе и т.д.;
. потребности в безопасности и уверенности в будущем - защита от опасностей со стороны окружающего мира и уверенность в том, что физиологические потребности будут удовлетворяться и в будущем;
. социальные потребности - необходимость в социальном окружении. В общении с людьми и поддержке;
. потребности в уважении, в признании окружающих и стремлении к личным достижениям;
. потребность самовыражения, т.е. потребность в собственном росте и в реализации своих потенциальных возможностей.
Согласно теории Маслоу, все эти потребности можно расположить в строгой иерархической последовательности в виде пирамиды, в основании которой лежат первичные потребности, а вершиной являются вторичные [9, c. 154].
Смысл такого иерархического построения заключается в том, что приоритетны для человека потребности более низких уровней и это сказывается на его мотивации. Другими словами, в поведении человека более определяющим является удовлетворение потребностей сначала низких уровней, а затем, по мере удовлетворения этих потребностей, становятся стимулирующим фактором и потребности более высоких уровней.
Двухфакторная концепция Фредерика Герцберга появилась в связи с растущей необходимостью выяснить влияние материальных и нематериальных стимулов на мотивацию человека.
Таблица 1. Мотивационная модель Ф. Герцберга
ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ |
МОТИВИРУЮЩИЕ ФАКТОРЫ |
Заработная плата |
интересная работа, |
Социальные блага |
многосторонность, возможность повышения звания |
Условия работы: физические, внешние |
самостоятельность и полномочия |
Статус |
свой участок работы |
Климат на предприятии, Рабочая атмосфера, обстановка |
возможность добиться ощутимых результатов |
Отношение к начальству и коллегам |
признание достижений выражается в увеличении: дохода, полномочий, профессионального обучения, повышении квалификации |