Показатели и методы оценки качества
- удельный вес новой продукции, в общем, ее выпуске;
- удельный вес продукции высшей категории качества;
средневзвешенный балл продукции;
средний коэффициент сортности;
удельный вес аттестованной и не аттестованной продукции в общем, объеме выпуска;
удельный вес сертифицированной продукции в общем, объеме выпуска;
удельный вес продукции, соответствующей мировым стандартам, в общем, объеме выпуска;
удельный вес экспортируемой продукции, в том числе в высокоразвитые промышленные страны, в общем, объеме выпуска;
Индивидуальные (единичные) показатели - качества продукции характеризуют одно из ее свойств:
полезность (жирность молока, зольность угля, содержание полезного ископаемого в руде, содержание белка в продуктах питания);
- надежность (долговечность, безотказность в работе, срок работы без капитального ремонта);
технологичность, т.е. эффективность конструкторских и технологических решений (трудоемкость, энергоемкость);
эстетичность изделий.
Косвенные показатели - это штрафы за некачественную продукцию, объем и удельный вес забракованной продукции, удельный вес за рекламированной продукции, экономические потери от брака и др.
При технико-экономическом анализе хозяйственной деятельности любого предприятия обязательно изучают динамику перечисленных показателей, выполнение плана по их уровню, причины их изменения и дают оценку выполнения плана по уровню качества продукции и предоставляемых услуг.
По продукции, качество которой характеризуется сортом или кондицией, рассчитывается доля продукции каждого сорта (кондиции) в общем, объеме производства, средний коэффициент сортности, средневзвешенная цена изделия в сопоставимых условиях. При оценке выполнения плана по первому показателю фактическую долю каждого сорта в общем, объеме продукции сравнивают с плановой, а для изучения динамики качества - с данными прошлых периодов.
Средний коэффициент сортности можно определить отношением стоимости продукции всех сортов к возможной стоимости продукции по цене I сорта (ф.1)
Ксорт = [∑(VВПi * Цi)] / (VВПобщ * ЦIс). (1)
Другой задачей экономического анализа, касающегося качества продукции, является определение влияния качества продукции на стоимостные показатели работы предприятия: выпуск товарной продукции (∆ТП), выручку от реализации продукции (∆В) и прибыль (∆П).
Расчет производится следующим образом (Ф.2)
∆ТП = (Ц1 - Ц0) * VВП1;
∆В = (Ц1 - Ц0) * VРП1; (2 )
∆П = [(Ц1 - Ц0) * VРП1] - [(С1 - С0) * VРП1];
где: Ц1 и Ц0 - соответственно цена изделия после и до изменения качества; С1 и С0 - соответственно уровень себестоимости изделия после и до изменения качества; VВП1 - количество произведенной продукции повышенного качества; VРП1 - объем реализации произведенной продукции повышенного качества.
Если предприятие выпускает продукцию по сортам и произошло изменение сортового состава, то вначале необходимо рассчитать, как изменилась средневзвешенная цена и средневзвешенная себестоимость единицы продукции, а затем по приведенным выше алгоритмам определить влияние сортового состава на выпуск товарной продукции, выручку и прибыль от ее реализации.
Средневзвешенная цена рассчитывается следующим образом (Ф.3)
Цср.пл. = ∑(VВПi пл. * Цi пл.) / ∑VВПi пл. ; (3)
Цср.ф. = ∑(VВПi ф. * Цi пл.) / ∑VВПi ф. ;
Расчет влияния сортового состава продукции на объем ее производства в стоимостном выражении можно произвести по всем четырем способам, которые применяются при анализе структуры производства продукции:
- способом цепной подстановки;
- способом процентных разниц;
способом абсолютных разниц;
способом средневзвешенных цен.
Косвенным показателем качества продукции является брак.
Он делится на исправимый и неисправимый, внутренний (выявленный на предприятии) и внешний (выявленный потребителями). Выпуск брака ведет к повышению себестоимости выпускаемой продукции, уменьшению объемов товарной и реализованной продукции, снижению прибыли и рентабельности производства.
В процессе анализа изучают динамику брака по абсолютной сумме и удельному весу в общем, объеме выпуска товарной продукции и определяют потери от брака.