Выбор стратегии развития предприятия
Первым этапом при выборе стратегии предприятия является определение миссии организации.
Вырабатываемая руководством организации миссия в широком значении понимается как философия, предназначение организации, а в узком смысле раскрывает смысл ее существования, который определяет принципы ее деятельности и типичные отличия от других фирм. Формирование миссии и установление целей фирмы приводят к тому, что становится ясным, для чего функционирует фирма и к чему она стремится.
Для ОАО «ALKA» основную миссию предприятия можно определить как производство и обеспечение потребителей различными видами оборудования и инструментов.
Теперь сформулируем функциональные цели, на которые должна быть направлена деятельность ОАО «ALKA».
Цель создания предприятия формулируется в уставе следующим образом:
. Целью создания предприятия является деятельность по удовлетворению общественных потребностей народного хозяйства в продукции строительной отрасли, работах и услугах предприятия с высокими потребительскими свойствами и качеством и реализация на основе прибыли, полученной в результате хозяйственной деятельности, социальных и экономических интересов членов трудового коллектива и государства.
Надо отметить, что в действительности предприятие не занимается некоторыми видами деятельности, в частности, не ведет торгово-закупочную деятельность и не развивает подсобные хозяйства.
Следующим этапом при выборе стратегии бизнеса является определение целей предприятия.
Цели, перечисленные в таблице, являются самыми важными и должны быть реализованы в первую очередь.
Таблица 9. Цели предприятия
Область установления цели |
Цель |
Внешняя среда |
Формирование благоприятного имиджа Обеспечение ликвидности и финансовой устойчивости предприятия |
Удовлетворение потребностей |
Качество оказания услуг Полное удовлетворение платежеспособного спроса потребителей |
Функционирование предприятия |
Формирование положительного психологического климата в организации Повышение тарифной сетки оплаты труда Обеспечение ответственности и личная заинтересованности каждого работника Снижение убытков, получение прибыли и повышение рентабельности производимой продукции |
Оценка стратегии, на разработку которой организация потратила много времени и других ресурсов, является тем своеобразным моментом, который позволяет на основе конкретных результатов делать выводы о ее управленческом потенциале и способностях остального персонала.
Оценка стратегии способствует выполнению следующих задач:
определение приоритетных административных задач, таких, как распределение ресурсов среди подразделений и отдельных исполнителей, установление организационных отношений субординации и координации по вертикали и горизонтали, создание вспомогательных систем с уточнением их задач;
установление соответствия между стратегией и внутриорганизационными изменениями, чтобы сориентировать деятельность на построение необходимой организационной структуры в ее взаимосвязи с системой мотивации и квалификацией работников и менеджеров;
выбор и приведение в соответствие с осуществляемой стратегией стиля лидерства и управления.
Качественная оценка состояния и развития предприятия
Оценим различные стороны деятельности фирмы (табл. 10).
Таблица 10. Качественная оценка состояния и развития предприятия
Сфера окружения |
Характеристика сфер окружения |
Оценка вектора изменения | |
Текущий период |
Будущий период | ||
1. Производство |
Увеличение объемов продаж, расширение ассортимента |
Увеличение объемов продаж, расширение ассортимента |
+ |
2. Финансы |
Увеличение прибыли, финансовой устойчивости |
Стабилизация получения прибыли, улучшение финансового состояния |
+ |
3. Кадры |
Улучшение эффективности использования кадров |
Рациональная организация труда, увеличение мотивации труда, увеличение надбавок |
+ |
4. Руководство |
Обеспечение стабильной работы |
Обеспечение стабильной работы |
+ |
5. Ноу-хау |
Идет развитие технологий производства продукции |
Внедрение новых видов продукции |
+ |
6. Маркетинг |
Не развит |
Развитие службы маркетинга |
+ |