Выбор стратегии развития предприятия
Предприятию требуется принять срочные меры по усилению слабых позиций, что также скажется на результатах сбыта продукции, а, следовательно, и на результатах деятельности предприятия.
Применяя стратегии концентрического и интегрированного роста, мы увидем, как доступный для предприятия рынок, высокое качество продукции, сервис, позиция предприятия на рынке среди конкурентов будут способствовать успешному сбыту продукции.
Матрица БКГ
Для выбора стратегии по методу Бостонской консалтинговой группы (БКГ) применяется разработанная ею матрица БКГ. Важнейшими классификационными признаками рыночной позиции фирмы, по определению Бостонской консалтинговой группы, являются темпы роста рыночного спроса и отношение доли на рынке товара данной фирмы к соответствующей доле основного конкурента.
Матрица БКГ (Boston Consulting Group)
- СЗХ1; - СЗХ4;
Относительная доля рынка | |||
Высокая |
Низкая | ||
Темп роста отрасли |
Высокий |
Звезды |
Трудные дети |
Низкий |
Дойные коровы |
Собаки |
Проведя анализ по матрице БКГ, можем прийти к следующим выводам:
Анализ |
Стратегия |
СЗХ1- темп роста данной отрасли является низкой, относительная доля рынка чуть выше среднего |
Концентрического роста - развитие продукта - усиление позиций на рынке - расширение рынка Интегрированного роста - вперед идущая интеграция |
СЗХ4- темп роста данной отрасли низкий, а относительная доля рынка чуть ниже среднего |
Концентрического роста - развитие продукта - усиление позиций на рынке - расширение рынка Интегрированного роста - вперед идущая интеграция |
Матрица Мак-Кинси
Далее проведем выбор стратегии предприятия с помощью матрицы Мак-Кинси. Для этого вначале оценим положение предприятия по каждому из факторов, приведенных на рис. 15, и определить его, исходя из 3-х возможных уровней: низкого (Н), среднего (С), высокого (В).
Таблица 12. Факторы, определяющие привлекательность рынка и стратегическое положение бизнеса ОАО «ALKA»
Привлекательность рынка |
Стратегическое положение | ||
Факторы |
Оценка |
Факторы |
Оценка |
Характеристика рынка (отрасли) | |||
- Размер рынка - Размер ключевых сегментов - Чувствительность рынка к ценам, уровню обслуживания, изменениям внешних факторов - Воздействие поставщиков на характер заключаемых сделок |
В С С С |
- Доля рынка - Охват ключевых сегментов - Влияние на рынок - Отношения с поставщиками - Воздействие на позицию фирмы потребителей |
С В Н В В |
Факторы конкуренции | |||
- Типы конкурентов - Уровень конкуренции - Чувствительность к товарам-субститутам (заменителям) - Степень интеграции фирм в отрасли |
С В С Н |
- Приспособленность к конкуренции по выпускаемой продукции, возможностям обслуживания рынков, производительной силы, качества управления - Относительная доля рынка - Уязвимость со стороны новой технологии |
В С Н |
Финансово-экономические факторы | |||
- Степень использования производственных мощностей - Отраслевой уровень доходности - Отраслевой уровень ликвидности |
В С С |
- Уровень использования мощностей - Уровень доходности - Показатели платежеспособности |
В С С |
Социально-психологические факторы | |||
- Социальная среда - Юридические ограничения |
В С |
- Внешний образ - Внутрифирменная культура и этика |
С Н |
ИТОГО (общая оценка) |
С |
С |