Государственное регулирование заработной платы в Украине и его проблемы
Но происходит это с сохранением всех других параметров тарифной системы, а также сверхтарифных элементов заработной платы: премий, надбавок, доплат и др. Поэтому такое повышение тарифных ставок сопровождается цепочкой повышения заработных плат и других работников, что приводит к целому ряду негативных последствий. Предприятиям бюджетной сферы средства на повышение тарифов выделяет государство, причем нередко в недостаточных объемах. Это вынуждает бюджетников уменьшать размеры премий, доплаты и иные выплаты, отправлять работников в неоплачиваемые отпуска, переводить на работу по сокращенной неделе или рабочим дням, а иногда и увольнять их. Негосударственные предприятия вынуждены выполнять "директивы" об очередном повышении "минимальной" заработной платы, зачастую уменьшая прибыль и, соответственно, отчисления в бюджет, практиковать задержки по выплате заработной платы или (что особенно негативно сказывается на экономике) уходить в тень.
Такого повышения минимальной заработной платы из-за недостатка бюджетных и собственных средств, часто едва достаточно для удовлетворения минимальных нужд работников даже самых низких разрядов. В то же время работникам с более высокими заработками номинально достается более высокое абсолютное увеличение доходов, и это дополнительно подпитывает рост цен и инфляцию. Причем рост зарплаты вне связи с результатами труда может увеличивать в сфере обращения количество денег, не обеспеченных товарной массой, что также вызывает рост цен и инфляцию. Процесс становится самовоспроизводящимся и периодически "подогревается" очередным "повышением" минимальной заработной платы, то есть опять же увеличением тарифных ставок. Исследования проблемы повышения уровня заработной платы позволили Секции общественных и гуманитарных наук НАН Украины в Национальном докладе "Новый курс реформ в Украине 2010-2015" констатировать:". в Украине происходит гипертрофированное наращивание оплаты труда, что обусловливает деформацию пропорций ВВП и ограничивает возможности дальнейшего экономического развития".
Некоторые профсоюзные лидеры утверждают, что среднюю зарплату в Украине из-за ее низкого общего уровня необходимо повысить как минимум в два раза. Если это осуществить таким же образом, как делалось до сих пор, то нетрудно предугадать, что произойдете ценами, прибылью, курсом гривни и в итоге - с экономикой страны.
Повышать заработную плату необходимо экономически обоснованными, подкрепленными расчетами, которые бы учитывали возможные последствия, методами. Увеличение ее путем поднятия минимальных тарифных ставок вне связи с производительностью труда следует ограничить жесткими рамками. Его следует применять в особых случаях, например, для ликвидации перекосов и разбалансированности политики заработной платы и только при наличии реальных источников средств. Но при этом ни в коем случае нельзя допускать увеличения абсолютных разрывов между уровнями минимальной и максимальной заработной платы, чтобы не создавать поводов для социальной напряженности в обществе. Повышение ставок первых разрядов тарифных сеток (а это можно признать необходимым в условиях недавнего их замораживания в бюджетной сфере) должно сопровождаться оптимизацией (уменьшением) межразрядных коэффициентов при неизменной величине или относительно меньшем росте ставок высших разрядов тарифной сетки.
Необходимость пересмотра тарифной системы ощущается в настоящее время в наиболее проблемной отрасли - угольной. К проблемам оплаты труда шахтеров, сохранившимся еще со времен Союза, добавились и новые, главная из которых - систематическая нехватка бюджетных средств на компенсацию шахтам государственной формы собственности затрат по себестоимости. В феврале 2011 г. министр энергетики и угольной промышленности Ю. Бойко подчеркнул, что ситуация в отрасли сложная из-за того, что в течение 3-х последних лет она не получала средств на техническое перевооружение. Несмотря на то, что в прошлом году тарифные ставки повышались, они еще отстают от установленного уровня. Их дальнейшее повышение позволит стабилизировать ситуацию, но проблема все еще существует. При среднем по отрасли освоении установленных минимальных тарифных ставок на 86%, чуть больше половины угольных шахт освоили их в среднем на 72% и только 4-на 95-100%.
По большому счету, увеличение минимальной заработной платы следует рассматривать в иной плоскости, чем это делается до сих пор. Усилия следует направлять на ликвидацию работ низкой квалификации, внедрение средств малой механизации и автоматизации, расширение зон обслуживания и совершенствование организации и нормирования труда, а не ставить возле каждого контрольно-измерительного прибора работника, который лишь наблюдает за положением стрелок или другими сигналами и сообщает об отклонениях диспетчеру. Предприятия, где не может быть обеспечен уровень заработной платы не ниже минимального, не должны иметь право на существование.