Подходы к управлению: основа возникновения школы управления
Подходы с позиций выделения различных школ в управлении включают в себя фактически пять разных направлений, выделенных в самостоятельные школы. Период систематизации менеджмента, становление и развитие его основных научных школ происходили под влиянием формировавшихся подходов к рассмотрению его сущности и содержания. На сегодняшний день можно выделить четыре основных подхода.
Функциональный подход рассматривает управление как непрерывную серию взаимосвязанных управленческих функций. В данном подходе проявляется функциональный взгляд на процесс управления, в котором реализуется четыре функции управления: планирование, организация, мотивация и контроль. Функции являются основой для разделения управленческого труда, организации процессов управления, формирования организационных структур и, в конечном итоге, создания функциональных видов менеджмента.
Системный подход является наиболее значимым вкладом в изучение управления. Впервые организация была представлена как открытая система (ранее она рассматривалась как замкнутая система), включающая в себя совокупность взаимосвязанных элементов, таких как люди, структуры, задачи и технологии, которые ориентированы на достижение целей в условиях изменяющейся внешней среды. Системный подход ориентирован на достижение целей системы путем выбора и реализации решений, базирующихся на учете и анализе всей совокупности факторов, их взаимосвязей и взаимодействий, так или иначе влияющих на решаемую проблему. В концепции системного подхода организация рассматривается как система, состоящая из некоторого множества элементов и взаимодействующая с внешней средой. Рассмотрение организации как системы дает возможность рассматривать ее с позиций открытости, синергии и энтропии.
Ситуационный подход базируется на том допущении, что пригодность различных методов управления определяется ситуацией. Организация в своей деятельности постоянно находится в определенных ситуациях, на которые необходимо реагировать. Поскольку таких ситуаций чрезвычайно много, то не существует единого "лучшего" способа управления организацией. Поэтому наиболее эффективным является тот метод, который соответствует данной ситуации. Принятое управленческое поведение в конкретной ситуации зависит от особых обстоятельств.
Этот подход пытается увязать конкретные приемы и концепции с возникающими конкретными ситуациями и тем самым обеспечить эффективное достижение целей организации. Он представляет собой наиболее широкую и удовлетворительную систему, разработанную до настоящего времени для того, чтобы сделать управление эффективным. Этот подход считается в Америке "лучшим способом" управления, но ему присущи серьезные недостатки.
Прежде всего, невозможно определить все переменные, влияющие на эффективность деятельности организации, поэтому на практике они резко ограничиваются. Однако, на первый взгляд, малозначимые факторы (т.н. слабые сигналы) могут серьезно повлиять на эффективность организации.
Многие переменные имеют вероятностный характер, и по ним отсутствуют эффективные методы воздействия. Поэтому руководителю приходится использовать метод проб и ошибок для поиска подходящего решения.
Многие ситуации, отличающиеся значительной сложностью, для выработки управленческого решения необходимо увязать с конкретными приемами, которые вызвал бы наименьший отрицательный эффект. А сделать это, используя ситуационный подход, чрезвычайно трудно.
На наш взгляд, преимущество перед ситуационным подходом имеет подход сие темный, который использует все существующие в менеджменте подходы.
Следует заметить, что, несмотря на существование различных подходов и школ развитие управления как научной дисциплины не представляет собой целостного учения или серию последовательных дисциплин. Они возникли в результате поиска решений возникающих сложных, но локальных производственных проблем.
Понимание того, что организации представляют собой сложные открытые системы, состоящие из нескольких взаимозависимых подсистем, помогает объяснить, почему каждая из школ в управлении оказалась практически приемлемой лишь в ограниченных пределах. Каждая школа стремилась сосредоточить внимание на какой-то одной подсистеме организации. Бихевиористская школа в основном занималась социальной подсистемой. Школа научного управления и науки управления - главным образом техническими подсистемами. Следовательно, они зачастую не могли правильно определить все основные компоненты организации. Ни одна из школ серьезно не задумывалась над воздействием внешней среды на организацию.
В управленческой мысли представление о значении внешнего окружения и необходимости учитывать силы, внешние по отношению к организации, появилось в конце 50-х годов. Это стало одним из важнейших вкладов системного подхода в науку управления, поскольку подчеркивалась необходимость для руководителя рассматривать свою организацию как целостность, состоящую из взаимосвязанных частей, опутанных связями с внешним миром.