Существующие теории менеджмента (с 70-х годов до нашего времени)
Развитие системного и ситуационного подходов послужило теоретической базой для возникновения целого ряда теорий менеджмента.
Теории социальных систем.
Используя системный подход и общую теорию систем, Ч. Бернард, Г. Саймон, И. Ансофф и др. разработали теорию, согласно которой предприятие является системой, которая превращает набор вкладываемых в производство ресурсов - затраты на сырье, машины, людей -в товары и услуги. Эта система в процессе функционирования взаимодействует с другими системами и зависит от них. Поэтому организация как открытая сложная социальная система имеет тенденцию приспосабливаться к весьма многообразной внешней среде. Успех деятельности организации зависит не столько от внутренней среды, сколько от внешнего окружения. Главная идея системной теории состоит в том, что ни одно действие не предпринимается в изоляции от других. Каждое решение имеет последствия для всей системы. Нарушение функционирования в одной части системы вызывает трудности в других ее частях.
Системная теория "7-S"
Широкую популярность получила системная концепция "7-S", разработанная американскими исследователями в области менеджмента Томасом Питерсом и Робертом Уотерменом - авторами известной книги "В поисках эффективного управления", а также Ричардом Паскалем и Энтони Атосом - авторами другой известной книги "Искусство японского управления: пособие для американских управляющих". Данная теория сыграла определенную роль в развитии менеджмента не только в Америке, но и в других странах, в частности - в Украине.
Авторы данной теории доказали, что эффективная организация формируется на базе семи взаимосвязанных элементов, изменение каждого из которых требует соответствующего изменения шести остальных. К числу таких системных элементов они относят: стратегию, структуру, системы (процедуры и рутинные процессы), штат кадров, стиль, квалификацию, разделение ценностей.
Используя эту теорию, автор данного учебника разработал более совершенную концепцию, получившую название "Модель 10-С". Эта модель используется, прежде всего, для системной диагностики потенциала организации с последующим ее совершенствованием. Описание "Модели 10-С" приведено во второй части учебника.
Теория "Z"
Американский профессор Уильям Оучи в 1981-82 тт., на основании изучения японского опыта менеджмента, аналитического сравнения с американским типом менеджмента обосновал теорию "Z". Сопоставляя теорию мотивации Д. МакГрегора (теория "X" и "Y") с японскими методами организации, У. Оучи пришел к выводу, что человек является основой любой организации, и от него, в первую очередь, зависит успех ее функционирования. Суть этой теории сводится к следующему:
· пожизненный наем персонала;
· коллективное (групповое) принятие решений;
· индивидуальная ответственность за результаты деятельности;
· медленная оценка кадров и их регулярное продвижение в должности;
· неопределенный (неформальный) контроль на основе четких и формализованных методов;
· неспециализированная карьера служащих;
· всесторонняя забота о работниках со стороны руководства.
Теория "Z" является попыткой приспособления японского опыта управления, основанного на соцкультурном наследии согласия и коллективизма, к конкретным условиям американского предпринимательства. Оучи сформулировал основные положения и правила управления людьми, опираясь на которые можно добиться эффективной работы организации.
Концепция управления по целям
Идея управления по целям принадлежит последовательному приверженцу системного подхода П. Друкеру. Данная концепция перевернула логику процессов управления, которая базировалась на функциональной теории А. Файоля. В соответствии с данной концепцией управление начинается с постановки целей, а затем определения функций и формирования процессов.