Существующие теории менеджмента (с 70-х годов до нашего времени)
Развитие этой концепции в теории управления получило в результатах работ финских специалистов. Авторами современного финского менеджмента являются Тимо Сантилайнен, Эеро Воутилайнен, Пертти Поррэние, Йоуко X. Ниссен и др. Основная идея управления по результатам состоит в определении конечных и промежуточных результатов, разъяснении каждому работнику смысла его труда в той или иной конкретной ситуации. При этом каждый работник работает без принуждения, ориентируя свою деятельность только на получение конкретного результата сообразно ситуациям. Несмотря на свою привлекательность, теория управления по результатам не получила широкого распространения. Концепция управления по целям легла в основу современного менеджмента.
Развитие ситуационного подхода создало в 80-х годах условия для появления ряда современных ситуационных теорий, таких как: теория адаптации или концепция стратегического управления Игоря Ансоффа, стратегия функционирования Майкла Портера.
Теория адаптации состоит в том, что стратегия любой крупной организации представляет собой комбинацию наиболее выгодных курсов действий с учетом ситуационных факторов внешней среды. Основой разработки стратегий является четко сформированная система целей, включающая миссию, главные и рабочие цели деятельности организации. Для достижения этих целей разрабатываются стратегии - генеральная стратегия, отражающая способы достижения миссии, и функциональные стратегии, которые отражают пути достижения рабочих целей организации. Функциональные стратегии обеспечивают организации постоянное маневрирование в распределении и перераспределении производства товаров и услуг между структурными подразделениями в разных регионах и странах в зависимости от возникновения различных ситуаций.
Стратегия функционирования включает, по мнению М. Портера, три варианта стратегии - лидерства в снижении издержек, дифференциации и фокусирования.
Стратегия лидерства в снижении затрат производства - наиболее распространенная в практике деятельности организаций - ориентируется на получение дополнительной прибыли за счет экономии на постоянных затратах.
Стратегия дифференциации направлена на концентрацию организацией своих усилий в нескольких направлениях, где она пытается достичь превосходства над другими.
Стратегия фокусирования основывается на выборе одного из сегментов отраслевого рынка и достижения на нем безусловных конкурентных преимуществ путем реализации одной из вышеупомянутых стратегий.
Ситуационные теории в большей степени ориентированы на искусство менеджеров в управлении возникшими ситуациями. Они, в первую очередь, должны понять ситуацию, проанализировать ее характеристики, выбрать соответствующую модель управления, а затем принимать решения в соответствии с существующими научными рекомендациями.