Развитие современной управленческой мысли в Украине
Ф. Хмиль, раскрывая теоретические основы становления отечественной модели менеджмента организаций, обосновал методы программированного активно-адаптивного управления деятельностью организаций. Программированное управление представляет собой разработку и реализацию совокупности аналитических, плановых, организационных, экономических, социальных и информационных мер, позволяющих координировать и подчинять деятельность, которая осуществляется во внешней среде организацией в целом и ее структурными подразделениями. Процесс управления обеспечивается деятельностью двух взаимосвязанных подпрограмм - подпрограммы деятельности организации во внешней среде и подпрограммы формирования внутренней среды. Подпрограмма деятельности организации во внешней среде имеет блоки: 1) блок активного воздействия на внешнюю среду; 2) блок действий по адаптации к внешней среде. Подпрограмма формирования внутренней среды состоит из трех блоков:
) блок реструктуризации производства и совершенствования технологии;
) блок структуризации системы управления;
) блок формирования социальных отношений коллективе.
В соответствии с концепцией Ф. Хмиля, в процессе становления практики украинского менеджмента необходимо сформировать новую систему социально-психологических отношений в трудовых коллективах на основе учета ментальности украинского народа.
Безусловно, развитие теории и формирование украинской модели менеджмента происходит под воздействием современных американских школ, а также накопленного отечественного и мирового опыта. Вследствие значительного интереса к менеджменту, вызванного проводимыми экономическими реформами, в Украине существует важная проблема неоднородности в сущности менеджмента. Как учебная дисциплина менеджмент преподается во всех высших учебных заведениях и на всех специальностях. Однако учебные программы этой дисциплины отличаются большой неоднородностью и зависят от преподавательского состава учебного заведения. Значительное количество преподавателей, переориентировавшихся на менеджмент с других специальностей, не имеют авторских программ, и поэтому их учебный материал базируется на переводных зарубежных изданиях. Это не приводит к развитию теории менеджмента. Научные разработки в области развития украинской модели менеджмента пока остаются уделом аспирантов и докторантов.
В практике использования моделей менеджмента в Украине наметилось, по сути три разновидности менеджмента. Довольно распространенной моделью являет менеджмент советской модели. Эта модель сохраняется на тех предприятиях, и главе которых стоят бывшие государственные руководители. Суть и формы управления в большинстве организаций существенно не изменились.
Другой тип менеджмента - это менеджмент здравого смысла. Он используется новых организациях, руководители которых не имеют специального менеджерского образования, а в лучшем случае окончили всевозможные краткосрочные курсы. Поэтому они демонстрируют уважение к менеджменту, но в практической деятельное; руководствуются здравым смыслом.
Третий тип менеджмента представлен совместными предприятиями или зарубежными фирмами, действующими на территории Украины. На таких предприятиях и пользуются западные модели менеджмента. Персонал таких предприятий проходит специальную подготовку в области менеджмента в той стране, где находятся учредители или главная организация.
Существующий разрыв между научными разработками и практикой их использования приводит к тому, что результаты общей деятельности в развитии теории менеджмента в Украине значительно ниже, чем можно было бы иметь.
Заключение
Мы успели заметить, что управление как процесс имеет такую же древнюю историю, как и сами организации, но научное обоснование впервые получило только в 1910 г.
До возникновения системного подхода теория управления решала только отдельные локальные проблемы, возникающие в деятельности организаций. Применение теории систем в управлении в конце 50-х годов явилось важнейшим вкладом в понимание организации как открытой системы и исследование ее во взаимодействии различными факторами внешней среды.
Потребности в практических рекомендациях по повышению эффективности работы организаций положили начало развитию ситуационного подхода. Он реализовался в целом ряде методик и рекомендаций конкретного применения, которые разрабатывались как в Америке, так и в странах социалистического содружества. Поскольку они носили конкретный рекомендательный характер и чаще использовались в практике управления, то и ситуационный подход получил название "лучший способ" управления. Однако, на наш взгляд, основой его разработки является системный подход как своеобразный уровень общего мышления.