Критика и отношение к ней врача ветеринарной медицины
Приобретение опыта и рост мастерства врача немыслимы без строгой самооценки, постоянного критического анализа своей деятельности. Но вместе с тем важное значение имеет критическая оценка работы врача со стороны коллег или руководства. Ведь в сегодняшних условиях не один врач допускает просчеты в работе, профессиональные ошибки. Поэтому неправильные действия врача всегда подвергаются критическому обсуждению членами коллектива. Это нормальное отношение к критике.
Критика каждого врача со стороны коллег должна быть обязательной. В связи с этим и возникает вопрос: каким должно быть отношение врача к критике и какой ей быть: критикой человека или его действий?
Критика направлена на улучшение общего дела, на исправление ошибок и просчетов. От того, как относится к ней руководитель коллектива специалистов ветеринарной медицины. Он зависит также от создания условий для справедливой и откровенной критики в значительной степени зависит успех дела. А для этого врач должен быть самокритичным. Самокритичность и самоконтроль, объективная оценка недостатков помогают ему предотвратить возникновение конфликтных ситуаций, найти компромиссы и таким образом постоянно поддерживать в коллективе здоровый психологический климат и принимать правильные решения.
Большинство работников ветеринарной медицины объективно оценивают роль критики и самокритики, умело пользуются ими для успешного выполнения возложенных на них задач. Но есть специалисты, которые болезненно реагируют на критику, особенно снизу. Они принимают ее как личное оскорбление и просто сводят счеты, а не исправляют недостатки. Необходимо найти в себе мужество сделать правильные выводы из критических замечаний и преодолеть неуважение к тому, кто критикует.
Иногда несамокритичный руководитель слишком легко расходится с талантливыми людьми из-за своего честолюбия. При этом месть за критику он прикрывает борьбой мыслей, в которой как будто-то рождается истина. На самом деле в его действиях чувствуется предубежденность, а лицемерная "борьба мыслей" разрушает истину и позорит людей, которые добросовестно выполняют свои обязанности. Все это удручает сознательную дисциплину в коллективе, формирует обстановку неуверенности и подозрительности, культивирует психологию невмешательства.
Проблема критики - это проблема уважения мнения работников, их инициативы. Настоящий руководитель никогда не будет зажимать критику. Наоборот, он обязательно поправит тех, кто неправильно реагирует на нее, кто принимает справедливые замечания в свой адрес.
Иногда человек соглашается с критическими замечаниями, но ничего не делает для устранения недостатков. Иные на не справедливые замечания подчиненных реагируют слишком бурно, срываются на крик и создают такой микроклимат в коллективе, который влечет за собой увольнение с работы тех,
кто критикует. Известно, что люди чаще кричат, повышают голос вследствие ощущения собственных недостатков. Поэтому если врач проявляет свой характер не в меру темпераментно, то это в первую очередь свидетельствует о недостаточном уровне его профессиональных знаний и воспитания.
Врач ветеринарной медицины, как и любой человек, может быть обиженным, негодующим. Но, в отличие от других, он должен быть сдержанным, корректным. В таких случаях лучше быть снисходительным, великодушным. Ведь человек, оскорбивший вас, чаще всего не недостаточно воспитан: его поведение обусловлено какими-то объективными причинами. Поэтому лучше простить оскорбление. Издавна известно, что лучшими лекарствами от оскорбления является прощение.
Критика и самокритика оправдывают себя, если вызваны искренним желанием улучшить состояние дел. Поэтому врач должен обдумать высказанные ему замечания, правильно оценить конструктивную критику и аргументировано отбросить критиканство. Это содействует творческой обстановке в коллективе.
Сегодня нет и не должно быть людей, которые бы стояли вне критики или не имели права критиковать. В этом мы постоянно убеждаемся, послушав сообщения о собрании трудовых коллективов, митингах забастовщиков и т. д. Факты зажима критики, как и попытка оклеветать под видом критики честных, преданных делу работников, сводить с ними личные счеты, необходимо решительно пресекать. Но такое отношение к критике не может и не должно гарантироваться только моральными средствами. Клеветник за свои действия должен отвечать по закону. Разве мало в жизни мы видим несправедливой критики членов правительства, руководителей трудовых коллективов по радио, телевидению и через газету. Критикуют с размахом, на всю страну. И только через несколько месяцев созданная комиссия устанавливает, что факты не подтвердились. А клеветнику безразлично, что руководитель попал в больницу. Он готовит новую жертву, его от наказания защищает закон. Каждый специалист, каждый человек должен воспитывать в себе справедливое отношение к критике и умение использовать ее в интересах коллектива.