Анализ организационного механизма по управлению качеством
своевременного проведения в необходимом объеме всех предусмотренных контрольных операций;
целенаправленного оперативного изменения условий функционирования объекта контроля для устранения возникающих сбоев в работе и предотвращения производства и поставки потребителям изделий ненадлежащего качества.
Организационная структура управления качеством продукции на предприятии представлена на рисунке 2.2.1.
Рис. 2.2.1 Организационная структура управления качеством продукции на предприятии ОАО «Омскполимер»
При возникновении брака начальник БТК предъявляет обязательные для исполнения требования к подразделениям и должностным лицам предприятия по устранению возникновения дефектов продукции и представляет руководству предложения о привлечении к ответственности должностных лиц и рабочих, виновных в изготовлении бракованной продукции.
Главным направлением в повышении качества выпускаемой продукции является снижение количества претензий и повышение удовлетворенности потребителей. С этой целью ежегодно разрабатывается комплекс мероприятий по повышению технического уровня, надежности, конкурентоспособности и качества продукции. Проводится анализ всех несоответствий выявленных в эксплуатации, намечаются конкретные меры по устранению несоответствий.
Эффективность работы системы качества зависит от достоверности получаемой информации, ее адекватности, скорости прохождения сигналов обратной связи о дефектах и отклонениях и адекватности применяемых мер. Поэтому в системе качества осуществляется постоянный контроль - организуются регулярные проверки. Основная задача состоит в выявлении фактов и причин отклонений всех элементов системы, разработка соответствующих предложений и рекомендаций по их ликвидации и дальнейшему совершенствованию системы. Проверка осуществляется по заранее разработанному плану. Процедура проверки заключается в установлении степени соответствия фактического состояния работ требованиям, установленным документами системы. В этих целях на предприятии ОАО «Омскполимер» специально разрабатывают блок-вопросник, содержащий 300 вопросов, разбитых по 35 функциям системы качества. Результаты внутренней проверки представляются в формализованном виде по трехбалльной оценке соответствия каждой из 300 характеристик установленным нормам и требованиям. Системы управления качеством могут контролироваться или проверяться на соответствие установленным требованиям не только внутренней комиссией, но и внешней. В этом случае результаты проверки оформляются соответствующим документом-сертификатом.
Количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, составляющих ее качество, называется показателем качества продукции. Различают единичные показатели качества, характеризующие одно из ее свойств, комплексные, характеризующие несколько свойств, и обобщающие, отражающие совокупность свойств продукции. К числу показателей качества продукции цеха можно отнести: сертифицированную продукцию, экспортируемую, забракованную, количество рекламаций. Ниже в таблице 2.2.1. приведены показатели качества продукции Омского шинного завода в динамике за три года.
Таблица 2.2.1
Динамика показателей качества продукции предприятия ОАО «Омскполимер» за 2007-2009 гг.
Показатели |
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
Темп прироста 07/08, % |
Темп прироста 08/09, % |
Объем производства продукции, млн. руб. |
6905,2 |
7 330,7 |
6752,4 |
+6,16 |
-7,89 |
Из объема продукции, сертифицированная продукция: | |||||
сумма, млн. руб. |
11,2 |
17,6 |
26,8 |
+57,14 |
+52,27 |
удельный вес, % |
0,16 |
0,24 |
0,40 |
+50 |
+66,67 |
Из объема продукции, экспортируемая продукция: | |||||
сумма, млн. руб. |
520,5 |
853,6 |
1212,8 |
+63,99 |
+42,08 |
удельный вес, % |
7,54 |
11,64 |
17,96 |
+54,38 |
+54,30 |
Из объема продукции, забракованная продукция: | |||||
сумма, млн. руб. |
46,2 |
17,9 |
16,2 |
-61,25 |
-9,50 |
удельный вес, % |
0,67 |
0,24 |
0,23 |
-64,18 |
-4,17 |
Количество принятых рекламаций, шт. |
12 |
4 |
11 |
-66,67 |
-75 |