Зарубежный опыт организационно-экономического механизма управления качеством
Международное сообщество выработало единый подход к нормированию технических требований к качеству продукции. Важная роль в этом деле отводится законодательству как форме государственного регулирования качества и методов его обеспечения.
На современном этапе развития научно-технического прогресса качество продукции выдвигается в число ключевых проблем развития национальных экономик. Во всех промышленно развитых странах мира ведется активный поиск путей решения проблемы повышения качества продукции, ее конкурентоспособности на мировом рынке [27].
Таблица 3.1.1
Законодательные основы стандартизации, сертификации и метрологии в различных регионах мира
Страна |
Закон по стандартизации |
Закон по сертификации |
Закон по метрологии |
США |
о каталогизации и стандартизации (1954г.) |
о безопасности потребительских товаров 1972г.) |
о метрологической системе (1986 г.) |
Япония |
о промышленной стандартизации (1949 г., поправки - 1980 г.) |
о безопасности потребительских товаров (1973 г.) |
об измерениях (1985г.) |
Германия |
соглашение между ДИН и федеральным правительством (1979г.) |
об обеспечении безопасности технических средств (1968г.) об охране окружающей среды (1974г.) о продуктах питания и товарах массового потребления (1974г.) |
об измерительном деле (1985 г.) о единицах измерений и о поверке (1985 г.) |
Источник: В. В. Окрепилов. Управление качеством
Опыт управления качеством в США
Промышленная революция в Америке положила конец ремесленничеству. Ремесленник контролировал процесс производства с начала до конца. Он был и инспектором по качеству, сам закупал сырье, торговал и выполнял функции управляющего. Работа для него стала предметом гордости, и, кроме того, он мог осуществлять контроль за конечной продукцией. В XIX веке в результате перехода к серийному производству потребовался новый тип рабочего. Для фабрик были необходимы рабочие, согласные выполнять в известной последовательности простые повторяющиеся операции. От таких рабочих не требовалось высокого уровня подготовки и профессиональных навыков. Стиль управленческой работы базировался на том, что рабочий не имел оборудования, рабочих навыков, не стремился к общению и не был заинтересован в труде. Отсюда и враждебные отношения между рабочими и руководящим составом. Рабочий делал то, что ему говорили. Если он был плохим работником, его увольняли [27].
Многие специалисты США считали низкое качество главным тормозом роста производительности труда и конкурентоспособности американской продукции. Повысить уровень качества или оказаться в проигрыше - другой альтернативы для американской промышленности не существовало. Решение проблемы качества в США чаще всего пытались найти в различных протекционистских мерах: тарифах, квотах, пошлинах, защищающих американскую продукцию от конкурентов. А вопросы повышения качества отодвигались на второй план.
Администрация США по требованию американских предпринимателей приняла ряд протекционистских мер по защите американских производителей автомобилей, стали, бытовой электроники, мотоциклов и т. д. Даже ведущие американские компании, в которых качество продукции считалось основной целью, рассматривали качество как средство уменьшения издержек производства, а не способ удовлетворения нужд потребителей. Вместе с тем наиболее трезвомыслящие управляющие фирм США поняли, что надо повышать качество американских товаров. Какие же меры предлагались для этого? Было решено уделить внимание развитию таких проблем, как:
мотивация рабочих;
кружки качества;
статистические методы контроля;
повышение сознательности служащих и управляющих;
учет расходов на качество;
программы повышения качества;
материальное стимулирование.
В США в начале 80-х годов управление качеством сводилось к планированию качества, и это было прерогативой службы качества. При этом недостаточно внимания уделялось внутрипроизводственным потребителям - планы повышения качества делались без учета потребностей внутри фирмы. Процесс такого управления качеством создавал не планы, а проблемы.